БАКУ, 7 июл — Sputnik. Мир сегодня внимательно следит за новостями из ОПЕК, которая приглашает страны-производители нефти присоединиться к альянсу, а те оказываются. Так, ранее Гайана и Бразилия ответили на это предложение организации вежливым отказом, предпочтя проводить независимую политику в сфере добычи нефти.
Аналогичное предложение, судя по сообщениям СМИ, поступило Азербайджану, России и ряду других стран. Министр энергетики АР Парвиз Шахбазов заявил накануне, что республика в настоящее время не рассматривает вопрос вхождения в альянс. И хотя генсек ОПЕК Хейсам Аль-Гейс позже опроверг информацию о приглашении ряда государств стать членами организации, аналитики напомнили рынку, что альянс периодически пытается расширяться.
Держать "золотую планку"
Страны мира, главным доходом которых на сегодня остается экспорт углеводородов, решили в какой-то момент превратить нефтяное сырье в черное золото, регулируя его наличие на рынке. На самом деле созданная в 1960 году ОПЕК изначально была нацелена не только на регулирование цен и баланса спроса и предложения на рынке, но и на то, чтобы защитить права стран-поставщиков сырья.
Напомним, что после начала нефтяного бума в мире в 1930-х годах крупнейшие нефтедобывающие компании, в том числе пять американских и две европейские, объединились в неформальный альянс "Семь сестер", который фактически и стал руководить рынком. Так, "Семь сестер" добывали нефть в ряде стран мира, сами же ее перерабатывали и продавали, а доходы прибирали к рукам. Правительства этих стран получали от альянса только денежные вознаграждения - мизерную часть доходов.
Но в 1960 году Венесуэла объединила вокруг себя Иран, Ирак, Саудовскую Аравию и Кувейт, создав противовес "Семи сестрам" - ОПЕК. Таким образом, с этого времени цены и добыча нефти регулируются альянсом, который пытается удержать "золотую планку" для сырья на уровне выше $70 за баррель и не допустить перенасыщения рынка.
Но в последнее время, судя по действиям ОПЕК+ и ценам на нефть, сделать это становится все сложнее. Так, несмотря на заявления Саудовской Аравии, России и Алжира о намерении снизить добычу или поставки, цены на сырье так и не выросли.
Что происходит с ОПЕК
Нефтяному картелю уже на протяжении нескольких лет пророчат распад – конфликт между Саудовской Аравией и ОАЭ, который разгорелся летом 2021 года, не в шутку встревожил руководство ОПЕК. Так, альянс во главе с Саудовской Аравией пытался удержать квоты на нефтедобычу на низком уровне, тогда как ОАЭ просили их повысить.
В какой-то момент Абу-Даби даже намекнул на возможность выхода из организации, и руководство ОПЕК приняло решение увеличить разрешенный объем нефтедобычи исключительно для ОАЭ.
Сейчас ОПЕК вновь переживает период внутреннего разлада, но на этот раз причины разногласий не ограничиваются квотами на добычу. Так, на своей последней министерской встрече в июне лидеры альянса решили продлить добровольное сокращение добычи до 2024 года. При этом нужно отметить, что плановое снижение производства дается легко не всем странам - для некоторых из них оно чревато определенными последствиями.
К примеру, Ираку, Венесуэле и ряду африканских стран непросто привлечь инвестиции в нефтегазовую отрасль. А снижение добычи может привести к заморозке ряда проектов и, следовательно, к сокращению вложений.
Кроме того, после резкого сокращения общей добычи в 2020 году эти страны не смогли выйти на необходимые объемы производства, когда рынок начал восстанавливаться, а квоты на нефтедобычу были увеличены.
С другой стороны, ОАЭ и Кувейт, например, ведут политику по наращиванию добычи согласно своей национальной стратегии. Так, у этих стран есть большие возможности для резервирования добытой нефти, поэтому они планируют увеличить производство в период относительно низкой маржи.
Так, на фоне стремления ряда государств снизить добычу Кувейт заявил о планах к концу следующего года увеличить производственные мощности в этой сфере с 2,9 до 3,2 млн баррелей в сутки. Понятно, что это поэтапный процесс, который предполагает рост добычи, а не сокращение.
Поэтому аналитики считают, что планы и возможности стран Персидского залива, за исключением Ирака, увеличить производство нефти и неспособность сделать это такими государствами, как, к примеру, Нигерия, может привести к серьезным разногласиям внутри альянса.
Рынок не реагирует на действия ОПЕК
Таким образом, ОПЕК становится все труднее достигать своей первоначальной цели удержать цены на сырье на высоком уровне. Несмотря на отчеты альянса об ожидаемом росте потребления и усилия по сокращению добычи, в последние месяцы на рынке доминируют "медвежьи настроения". Сейчас он больше реагирует на показатели ВВП и деловой активности в крупных потребителях нефти – Китае, Индии и Евросоюзе, которые, надо сказать, не самые лучшие в этих регионах. К примеру, КНР не достигла ожидаемого экономического роста, Индия закупает большую часть нефти в России, а в ЕС наблюдается затяжная экономическая рецессия.
Поэтому со всей остротой встает вопрос о целесообразности существования такой структуры, как ОПЕК, ведь страны-производители вполне могут сами сообща регулировать цены и добычу на основе долгосрочных контрактов.