БАКУ, 21 июн — Sputnik. Вопрос энергетической безопасности всегда был дилеммой для Евросоюза – Брюссель поддерживает экополитику по декарбонизации, однако не все страны ЕС могут позволить себе отказаться от классических углеводородов. Попытка усидеть на двух стульях – отказаться от ископаемого топлива и не столкнуться с очередным энергетическим кризисом – пока плохо удается Евросоюзу, что становится причиной разочарования в Брюсселе как "зеленых", так и правительств европейских стран, зависимых от импорта энергоресурсов.
В очередной раз о потере доверия к ЕС заявил Будапешт. Так, глава венгерского МИД Петер Сийярто отметил, что страна планирует начать импорт азербайджанского газа, но для этого нет необходимой инфраструктуры. При этом обращение Будапешта к ЕС с просьбой профинансировать строительство новых интерконнекторов для поставки газа пока осталось без ответа.
"Доверие к Евросоюзу в этом вопросе потеряно. Надеемся вместе с Румынией, Болгарией, Сербией, Турцией и другими соседними странами решить существующие инфраструктурные проблемы, тем самым обеспечив поставки азербайджанского газа в Венгрию в ближайшее время", – указал венгерский дипломат.
Нелегкие отношения Будапешта с ЕС
Почти полностью зависимая от импорта энергоносителей Венгрия поддерживает политику по диверсификации источников импорта газа и строительству новых мощностей транспортировки топлива. При этом Будапешт смог добиться от ЕС права получать российский газ, несмотря на политику союза по отказу от газа из РФ.
Усилия Венгрии по сохранению поставок российского газа, который обеспечивает около 85% энергопотребления в стране, понятны, ведь именно благодаря им стоимость электроэнергии в стране даже в самые пиковые месяцы потребления прошедшей зимой оставалась самой низкой в ЕС.
Однако на фоне российских поставок Венгрия планирует начать импорт и азербайджанского газа – в связи с этим контракт на поставки был подписан в начале июня Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и венгерской MVM CEEnergy. Ожидается, что начиная с четвертого квартала 2023 года и до конца года Венгрия получит около 100 млн кубометров азербайджанского газа.
Стоит отметить, что еще в январе текущего года было заявлено, что Будапешт в вопросе импорта газа из АР рассчитывает на финансовую помощь ЕС в контексте строительства новых газопроводов для поставок в Центральную Европу. Несмотря на все призывы Венгрии протянуть ей "руку помощи", ЕС пока не предпринял никаких шагов по финансированию строительства инфраструктуры.
Венгрия также не против получать газ из Туркменистана – в недавнем заявлении Сийярто отметил, что туркменский газ должен попасть на европейский рынок, но для этого также нужно построить Транскасписйкий газопровод.
Необходимо подчеркнуть, что на фоне заявлений ряда европейских стран о заинтересованности в импорте больших объемов газа Брюссель все чаще говорит о необходимости сокращения закупок и потребления "голубого топлива".
Подобная позиция противоречит интересам стран-поставщиков газа. Так, для увеличения производства и экспорта газа странам нужны гарантии закупок – и инвесторы, и страны-производители должны быть уверены, что будут заключены долгосрочные контракты, а инвестиции – окуплены.
С другой стороны, Венгрия также ведет борьбу с ЕС за сохранение проекта атомной электростанции "Пакш" и противостоит вводу европейских санкций против атомной отрасли России. Сийярто неоднократно заявлял, что строительство новых блоков АЭС является залогом энергобезопасности страны, поэтому Будапешт заблокирует любые инициативы, которые ограничивали бы сотрудничество с Россией в ядерной отрасли.
Противоречивые реформы ЕС
Между тем Евросоюз вновь переживает раскол из-за споров вокруг реформ энергетического рынка. Так, в минувший понедельник министры энергетики стран еврозоны вновь не смогли договориться и найти общую позицию по реформированию рынка электроэнергии, которое, как ожидается, откроет путь к росту потребления "зеленой энергии" и предотвратит ценовую волатильность на европейском рынке.
Главным камнем преткновения стали разногласия Франции и Германии по "зеленой энергетике" – Париж призывает признать ядерную энергетику ключевым видом производства энергии в период энергоперехода и предоставить атомной энергетике субсидии. Берлин же выступает против данной позиции, аргументируя это тем, что инвестиции в ядерную энергетику отвлекут от развития ветряной, солнечной и гидроэнергетики.
Прошедшее заседание министров энергетики ЕС также запомнилось неприятным сюрпризом для поборников "зеленой энергии". Так, в ходе обсуждения реформ Швеция предложила оставить в силе до 2025 года разрешение предоставлять субсидии для производства электроэнергии из самого грязного вида топлива – угля. Польша, у которой около 70% генерации электроэнергии связано с углем, с готовностью поддержала шведскую инициативу.
Понятно, что данная инициатива Стокгольма значительно отдалит Брюссель от выполнения планов по декарбонизации – даже условие о том, что выбросы углерода будут компенсированы различными налогами, не снижает недовольства сторонников "зеленой" повестки в ЕС.
Реформы также подвергаются критике из-за неспособности членов ЕС в одиночку регулировать цены на электроэнергию внутри страны.
Так, Сийярто по итогам встречи заявил, что Венгрия проголосует против реформы, так как она лишает страны возможности поддерживать низкие тарифы на электроэнергию и газ из-за фиксированных цен и долгосрочных контрактов.
Каждый выживает как может
В условиях полного отсутствия взаимопонимания внутри объединения относительно регулировки энергорынка каждая отдельная страна еврозоны пытается проводить политику, нацеленную на обеспечение собственной энергобезопасности.
Так, Сербия и Венгрия накануне подписали договор о создании совместного предприятия Serbhungas для торговли газом, прежде всего на сербском рынке. Контракт направлен на синхронизацию и интеграцию газораспределительных сетей двух стран с целью увеличения поставок газа из различных источников, в том числе из Азербайджана, на рынок Сербии.
Ранее с целью организации поставок азербайджанского газа в Центральную Европу был подписан меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества между операторами газотранспортных систем Болгарии, Румынии, Венгрии, Словакии и азербайджанской SOCAR, нацеленный на создание "Кольца солидарности".
На фоне растущей "газовой сплоченности" стран Центральной Европы запад Старого Света стремится к дальнейшему сокращению потребления газа. Так, Федеральное сетевое агентство Германии планирует провести в сентябре крупномасштабные учения, проверяя готовность компаний к сокращению поставок "голубого топлива".
Решение о проведении учений было принято после высказанных вице-канцлером и министром экономики Германии Робертом Хабеком опасений относительно того, что Берлину придется существенно снизить производственные мощности и даже остановить свою промышленность в случае, если Россия и Украина не продлят соглашение о транзите газа в Европу, срок действия которого истекает в конце следующего года.
Для энергобезопасности Германии это действительно может стать сильным ударом, если учесть тот факт, что правительство страны недавно свернуло работу последней АЭС и нарастило импорт электроэнергии из той же Франции.
В целом, если судить по сложившейся внутри ЕС неопределенности по вопросу энергополитики, становится понятно, что каждая страна еврозоны будет самостоятельно осуществлять выгодную ей стратегию по энергобезопасности, не возлагая особых надежд на Брюссель.