БАКУ, 7 июн — Sputnik. Суд в Люксембурге признал проводимую Варшавой с 2017 года судебную реформу противоречащей законодательству ЕС. Евросоюз обвиняет польское правительство в ограничении независимости судей и подрыве принципа разделения властей.
Министр юстиции Польши Збигнев Зебро заявил, что суд поступил как "коррумпированный трибунал". По его словам, решение "было написано не судьями, а политиками, поскольку оно представляет собой явное нарушение европейских договоров".
Продолжающийся на протяжении нескольких лет спор о судебной реформе не единственный, который власти ЕС и Польши вынуждены решать с помощью юристов. До этого была судебная тяжба по поводу польских угольных шахт. Их эксплуатацию в ЕС сочли неправильной из-за главенствующей в еврозоне "зеленой повестки", после чего суд вынес решение о приостановке деятельности угольных шахт.
Противостояние европейских властей с польским правительством обнажило проблемы в вопросах верховенства европейских и национальных законов в еврозоне, а также разделения полномочий местных правительств и европейского комиссариата. Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть предыдущие судебные разбирательства между Брюсселем и Варшавой.
История судебного противостояния ЕС и Польши
Двадцатого июля 2017 года польский парламент принял законопроект о реорганизации Верховного суда. Законопроект стал последним документом из пакета, направленного на реформирование судебной системы страны. Реорганизация высшей судебной инстанции Польши предполагает отставку его председателя и судей, если только Министерство юстиции не сохранит за ними должности после вступления законопроекта в силу. Документ также наделил Минюст единоличным правом назначать всех высокопоставленных судей и снизил их пенсионный возраст с 70 до 65 лет. Закон был негативно воспринят оппозицией внутри страны. Там посчитали, что его принятие дает неограниченные полномочия правящей партии в формировании судебной власти. В Евросоюзе же заявили, что закон противоречит основам демократии и принципу разделения властей, вслед за чем начали процедуру наложения санкций на Польшу.
После долгих обсуждений было решено наказать Варшаву материально. При обсуждении нового долгосрочного финансового плана ЕС на 2021–2027 годы возникла идея связать выплаты из европейского бюджета с принципами соблюдения верховенства права в различных странах союза. Предложение получило поддержку стран-доноров и, конечно, напрямую касалась Польши – крупнейшего получателя дотаций и субсидий.
Противостояние прошло точку невозврата в феврале 2020 года, когда в данной восточноевропейской стране вступил в силу закон, запрещающий судьям публично ставить под сомнение полномочия и законность действий других судей. Еврокомиссия потребовала от Польши отменить его и вновь обвинила страну в нарушении законодательства ЕС. Не получив ответа, Еврокомиссия обратилась в суд ЕС.
14 июля 2021 года европейский суд постановил отменить этот закон и вновь подтвердил, что дисциплинарная палата должна полностью прекратить свою деятельность. Ничего из этого польские власти не исполнили.
В том же году европейский суд рассмотрел предъявленный польской стороне иск Чехии с требованием остановить добычу бурого угля на шахте "Туров". 20 сентября суд ЕС обязал Варшаву выплачивать по 500 тысяч евро в день из-за продолжения эксплуатации шахты, расположенной близ территории Чехии и немецкой федеральной земли Саксония.
В том же году Польше был назначен штраф с целью остановить деятельность дисциплинарной палаты Верховного суда. Размер штрафа составлял 1 млн евро в день. В апреле 2023-го накопившийся долг был сокращен вдвое. И хотя Польша с самого начала отказывалась платить этот штраф, Брюссель изымал часть средств из предназначенного ей финансирования из фонда сплочения. Примечательно, что последнее решение суда ЕС отменяет эту финансовую санкцию с 5 июня, но Варшава все еще должна выплатить причитающуюся сумму за прошлые периоды.
Разногласия внутри ЕС возрастают
Нынешний конфликт вновь обнажает вопрос о разночтениях между национальным и международным законодательством. Конституционный суд (КС) Польши еще в 2021 году принял постановление о приоритетности национального права над европейским. Таким образом, Варшава поставила под сомнение ключевой принцип права ЕС, действующий с 1964 года.
По мнению представителей КС Польши, четыре положения Договора о Европейском союзе противоречат конституции страны и не должны преобладать над ней. Напомним, что в этих положениях говорится об уважении к человеческому достоинству, свободе, демократии, о верховенстве права и равенстве, а также о юрисдикции Европейского суда. Юристы считают, что эти статьи договора дают европейским судам возможность отменять действие польской конституции, в том числе когда ставят под сомнение законность назначения судей в стране.
После этого решения польские элиты стали активно обсуждать возможность выхода Польши из ЕС. Глава правящей партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский на фоне этих дискуссий заверил, что "власти однозначно видят будущее Польши в Европейском союзе". Он добавил, что Варшава лишь хочет, чтобы ЕС не вмешивался во внутренние дела страны.
Разногласия между Польшей и ЕС отошли на второй план с началом конфликта на Украине. Западные политики сплотились на фоне противодействия России. Но, как показали последние события, это лишь приостановило выяснение отношений, а не помогло разрешить противоречия между сторонами.
По мнению профессора СпбГУ Натальи Ереминой, Польша пытается отстаивать свои суверенные права в решении всех вопросов.
"Это касается и вопросов внутренней политики – Конституционного суда, прав СМИ и других. Все это находится в комплексе, и может быть рассмотрено как претензия на возврат национального суверенитета в полном объеме, это явная борьба тенденций национальной суверенизации и наднациональных институтов", – заявила в интервью "Известиям" Наталья Еремина.
Затянувшееся судебное противостояние между Варшавой и Брюсселем оживило обсуждение возможности распада или переформатирования ЕС. Ничто так не сплачивает, как объединение против общего врага, говорят психологи. То же самое можно перенести и в плоскость международных отношений. Противостояние с Россией на Украине стало основным стимулирующим фактором в вопросе объединения западных держав, в том числе и стран ЕС, на фоне российской спецоперации на Украине. Но даже на этом фоне видны явные разногласия по многим вопросам – начиная от межгосударственных, заканчивая видением будущего ЕС.
В качестве примера межгосударственных столкновений внутри еврозоны можно отметить взаимоотношения Польши с Германией и Чехией. К этой же категории можно отнести и "дружбу" Венгрии с центральными органами ЕС. Кроме того, в ряде стран еврозоны наращивают свое влияние партии, ставящие национальные интересы выше интересов Евросоюза. Такая тенденция может привести к развитию дезинтеграционных процессов в ЕС. Да и двойные стандарты, существующие в организации в вопросах суверенитета и прав человека, тоже не сулят ей спокойного и светлого будущего.
А если добавить к этому интересы "старшего брата" в лице США, который готов использовать в своих интересах всех, включая младших союзников в Европе, и довольно натянутые отношения Брюсселя с Пекином, становится еще более явным, что при всей внешней напыщенности будущее ЕС не такое уж безоблачное, каким его рисуют на Западе.