БАКУ, 1 июн — Sputnik. Между Сербией и частично признанным Косово сложилась ситуация, которая в одночасье может перерасти в серьезное военное противостояние. Причиной тому послужили итоги выборов в органы управления в четырех муниципалитетах и реакция на них сербского населения. Сербы бойкотировали голосование. В итоге были избраны кандидаты албанского происхождения, которые представляют меньшинство в этом регионе. В знак протеста сербы вышли на митинги, объявив, что не будут подчиняться местным властям.
Новый кризис в регионе похож на прошлогодний
Осенью 2022 года ситуация накалилась после решения властей Косова запретить автомобильные номерные знаки, выданные сербскими властями, и заменить их на косовские. В Приштине объяснили эти действия принципом взаимности, поскольку Сербия не признает косовские номера. В знак протеста сербские чиновники вышли из состава парламента и правительства, четыре мэра на севере страны подали в отставку, несколько сотен сербских полицейских отказались выходить на работу.
Протестующие воздвигли баррикады, накал страстей возрастал с каждым часом. Косовский спецназ был приведен в боевую готовность, а президент Сербии Александр Вучич отдал приказ о выдвижении военных к административной границе Косова. Белград мотивировал это резолюцией СБ ООН №1244 от 1999 года, согласно которой Сербия может отправить "несколько сотен" представителей сил правопорядка в этот район, но только если военная миссия НАТО KFOR даст свое согласие.
Тогда в ситуацию вмешались международные силы. Под давлением США и ЕС косовские власти отложили внедрение новых автомобильных номеров, а от Сербии потребовали снизить градус напряженности.
Нынешняя обстановка явилась продолжением тех событий. Причиной нового противостояния стали результаты выборов на замещение тех постов, которые сербские чиновники покинули в прошлом году.
Кто и как занимается урегулированием
Напряженность в регионе не спадает уже на протяжении 30 с лишним лет. Для урегулирования ситуации НАТО в конце прошлого века приняла решение о проведении военной операции на территории Югославии. Бомбардировке подверглись многие города, включая столицу Белград. Руководство балканской страны вынудили подписать фактическую капитуляцию, согласно которой Косово было оторвано от Сербии. В настоящее время около 90 стран признают Косово в качестве независимого государства. Примерно половина государств ООН, в том числе Азербайджан, считают его частью Сербии. Еще полтора десятка стран свое признание Косова отозвали.
Правопорядок на территории частично признанной республики обеспечивают международные гражданские силы ООН и вооруженные силы под эгидой НАТО (KFOR), которые были введены сюда в июне 1999 года. В том же году СБ ООН принял резолюцию №1244, в которой говорится о сохранении территориальной целостности Сербии. Однако в 2007 году под руководством спецпредставителя генсека ООН в Косово Мартти Ахтисаари был разработан документ, ставший, по сути, планом отделения края.
Несмотря на все это, противостояние между Белградом и Приштиной продолжается, а международные силы, заявлявшие о намерении наладить мирную жизнь в регионе, так и не смогли предотвратить насилие.
Западная модель урегулирования: панацея или катализатор
Ситуацию в Косово можно назвать типичной западной моделью "разрешения" противоречий. Основной ее принцип сводится к тому, что по желанию ведущих держав за регулирующую законодательную основу может быть принято как преимущество территориальной целостности государства, так и право народов на самоопределение. Несовершенство современного международного права позволяет трактовать данные категории по усмотрению сторон или международных посредников. Если перевести это на язык современных международных отношений, то спор по своему усмотрению решает тот, кто сильнее и имеет рычаги воздействия на обе стороны. Это позволяет по-разному трактовать требования международного права и применять двойные стандарты, которые абсолютно не способствуют стабилизации ситуации в мире.
Говоря о конкретном положении вещей вокруг Косова, стоит отметить, что историческая тяга Сербии к России является одним из факторов, которые на Западе учитывают при выработке подхода к данному конфликту. Там пытаются на корню разорвать узы, связывающие два народа, при этом не задумываясь о чаяниях и пожеланиях населения.
При этом похожие ситуации в самих странах Запада решаются совсем по-другому, и никому даже в голову не приходит поставить вопрос об отделении территорий, населенных национальными меньшинствами, и провозглашении их независимости. Это и является одним из проявлений двойных стандартов, которые применяются в отношении тех, чьи действия не соответствуют требованием западных держав.
В чем схожесть ситуации на Балканах и Южном Кавказе
Азербайджан является страной, которая признает территориальную целостность Сербии и отказывается признать независимость самопровозглашенного Косова. Сербия же занимает аналогичную позицию по отношению к Азербайджану.
Отличие ситуации на Южном Кавказе заключается в том, что здесь в конфликт не вовлечены представители Запада. Они долгое время участвовали в работе Минской группы ОБСЕ, а США и Франция (совместно с Россией) были ее сопредседателями, однако в итоге так и не смогли предложить сторонам приемлемого решения. И реальный результат по разрешению конфликта был достигнут благодаря военно-политическим действиям Баку, а также посредничеству России в налаживании контактов между сторонами.
Сегодня представители западных стран пытаются играть роль модератора между Баку и Ереваном на различных переговорных площадках, но стоит отметить, что Азербайджан на протяжении всего карабахского конфликта и после его разрешения не дал согласия на пребывание на своей территории миротворцев или наблюдателей с Запада.
Такой курс был выбран, исходя из двух принципов внешнеполитической концепции Азербайджана: во-первых, опираться на собственные силы, а, во–вторых, категорически не допускать вмешательства в региональные процессы внешних игроков.
Таким образом, даже беглое сравнение ситуации на Балканах и Южном Кавказе позволяет оценить плюсы азербайджанского подхода для разрешения такого рода конфликтов. В настоящее время в Карабахском регионе Азербайджана установилась относительно спокойная обстановка, которую контролирует российский миротворческий контингент. Также действует российско-турецкий мониторинговый центр, который ведет визуальное наблюдение за территорией.
Баку пытается наладить переговорный процесс с жителями региона армянской национальности и гарантирует соблюдение их конституционных прав. Параллельно ведутся переговоры о мире с Арменией, которая долгие годы выступала основным катализатором дестабилизации ситуации, а сегодня официально заявила о признании территориальной целостности Азербайджана.
Несмотря на серьезные различия, в ситуации на Балканах и Южном Кавказе есть и объединяющий момент. Обе территории принято считать нестабильными. Следовательно, есть еще много вопросов, над которыми нужно работать. И только после окончательной стабилизации ситуации можно будет глубоко изучить и сделать сравнительный анализ форм и методов разрешения подобного рода конфликтов.
А пока внимание политиков и экспертов приковано к Балканам, где градус напряженности намного выше, чем на Южном Кавказе. И не видно конкретных действий международных сил, призванных устранить основные разногласия между конфликтующими сторонами. При любом раскладе такая ситуация способствуют не разрешению, а замораживанию конфликта, пусть даже под ширмой принятых международных документов.
История показывает, что все это может продолжаться только до тех пор, пока чувствующая себя уязвленной сторона не наберется сил и не дождется благоприятной международной обстановки для реванша. Такой подход в разрешении проблем позволяет сохранять напряженность и возможные рычаги воздействия на стороны конфликта, что на Западе называют его "урегулированием". Чем это не принцип "разделяй и властвуй" с поправкой на современную реальность?