БАКУ, 31 мая — Sputnik. Выборы президента Турции завершились победой действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана. Ожидания тех, кто надеялся на резкие изменения во внешней политике республики, не оправдались. Скорее всего, Эрдоган продолжит курс на усиление роли Анкары в регионе и мире. Для достижения поставленных целей правящая коалиция уже на протяжении более чем двух десятилетий придерживается стратегии наращивания экономической и военной мощи страны, что служит фундаментом независимой и весьма агрессивной внешней политики.
Примечательно, что Турция принимает жесткие меры в отношении всех без исключения внешних сил, которые в той или иной форме посягают на ее безопасность. Даже беглого анализа международной ситуации достаточно для того, чтобы убедиться, что их довольно много. Причем среди этих сил есть и те, кто номинально числится в партнерах и даже союзниках Анкары. Особняком в данном ряду стоит Евросоюз в целом и отдельные члены этой организации в частности.
Результаты выборов в Турции и реакция мировых держав
Итоги выборов президента Турции выявили интересную деталь: население страны ждет перемен, но предпочитает, чтобы они происходили без изменения стратегического курса, направленного на укрепление ее влияния в мире. В целом такой подход полностью совпадает с теми задачами, которые декларировал Эрдоган.
После оглашения результатов выборов первым с победой его поздравил президент Азербайджана Ильхам Алиев, что не вызвало удивления. Лидеры двух государств неоднократно заявляли о братских взаимоотношениях как между двумя странами и народами, так на личном уровне. Поздравили Эрдогана президенты России и США, председатель КНР, лидеры Германии, Франции, ЕС и многих других стран и организаций.
Но в то же время ряд западных СМИ без зазрения совести пытались исказить реальную ситуацию в стране. Западные журналисты не чурались даже превратного изложения сказанного турецкими гражданами в интервью. Озвученная мысль преподносилась зрителю в искаженном виде при автопереводе.
Одного этого факта достаточно, чтобы показать, насколько предвзяты представители Европы при оценке ситуации в Турции. А связано это с их амбициями, которые никак не сообразуются с усилением позиций Анкары в регионе и мире.
Кавказский регион в сфере интересов Евросоюза
Ни для кого не секрет, что Кавказ изначально был в центре внимания внешнеполитических устремлений ЕС. Учитывая территориальную и историческую близость региона к России, европейцы предпочитали действовать здесь предельно осторожно. Долгое время странам Южного Кавказа предлагали различные программы сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах. Но они явно активизировались после того, как Россия, в силу определенных событий, основные усилия сконцентрировала на западных рубежах страны.
Тут уместно напомнить реакцию европейцев на открытие авиационного сообщения между РФ и Грузией. 29 мая посол Евроcоюза в Тбилиси Павел Герчинский совместно с дипломатами всех 27 государств ЕС, аккредитованными в стране, встретились с грузинским вице-премьером Леваном Давиташвили и выразили свое недовольство в связи с восстановлением прямых рейсов с РФ. В ответ на это Давиташвили напомнил, что его страну пока не приняли в состав ЕС. А потому ее положение отличается от того, в котором находятся государства-члены Евросоюза.
Региональные державы, такие как Россия и Турция, также не намерены сидеть сложа руки и ждать, пока Европа укрепится в их ближнем "подбрюшье". Интенсивно вкладываясь в экономическую инфраструктуру Грузии, Турция стала одной из самых влиятельных, если не самой влиятельной, внешней силой, способной воздействовать на настроения в Тбилиси. Логистические мегапроекты, реализованные Азербайджаном, Турцией и Грузией, превратились в один из основных источников доходов Тбилиси.
Данная ситуация показывает, что региональные державы не намерены играть роль стороннего наблюдателя в то время, как европейцы пытаются "отжать" у них территории, связанные с их национальными интересами. Не вдаваясь в детали, напомним, чем такая политика обернулась у западных границ России.
Региональные державы не намерены отступать. Что дальше?
Европа прекрасно осознает, что просто так доминировать на Южном Кавказе ей не позволят. Пример с Грузией показывает, что заманивать бывшие союзные республики простыми обещаниями уже не получается. Требования, выдвигаемые в отношении этих стран, должны поддерживаться реальными взаимовыгодными предложениями, что со стороны европейских государств не наблюдается. Однако политические игры не прекращаются.
Не добившись своего в Грузии, европейцы серьезно взялись за Армению. Благо ситуация позволяет маневрировать. Во-первых, в Ереване правят бал соросовские кадры, которые готовы броситься на грудь Западу по первому зову. Во-вторых, отсутствие мирного договора с Азербайджаном все еще позволяет "встревать" во взаимоотношения между странами региона.
Тут стоит напомнить, что именно после вмешательства со стороны европейцев и застопорился мирный процесс между Азербайджаном и Арменией, который до того продвигался ускоренными темпами, - стороны обсуждали конкретные моменты урегулирования и подписание мирного договорами. Результатом вмешательства стало размещение европейской полувоенной наблюдательной миссии в Армении, которая в реальности никак не повлияла на установление мира на границе. Нетрудно предположить, каковы реальные цели данной миссии в регионе, о чем, кстати, однозначно заявлял министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Однако надежды европейцев легко прибрать к рукам Армению тоже весьма призрачны. Этому сильно мешают экономическое и военное присутствие России, а также антизападные настроения у большей части населения страны. Да и взаимоотношения с Ираном и интересы Исламской Республики тоже не стоит сбрасывать со счетов. Территория ИРИ является одним из прямых выходов Армении на мировые рынки, что делает Тегеран пока незаменимым партнером для Еревана.
Ситуация с Азербайджаном наиболее ясная и предсказуемая. Баку явно дал понять всем, что во главу угла ставит национальные интересы. В такой ситуации самодостаточность экономики, военная мощь и грамотная дипломатическая деятельность позволяют претворять в жизнь взвешенную внешнюю политику. Взаимоотношения с ЕС строятся строго на взаимовыгодном экономическом партнерстве, с упором на энергетические и логистические проекты.
Таким образом, можно предположить, что страны региона в общем нацелены на сотрудничество с западными партнерами. Но при этом абсолютное большинство их не намерено допускать разрушительного вмешательства извне во внутренние дела и внутрирегиональные процессы.
США и ЕС, действующие в тандеме, не в состоянии оказывать серьезное противодействие местным игрокам. А основное влияние на процессы в создавшейся ситуации оказывают Москва и Анкара, которые совместно выстраивают новые реалии в Кавказском регионе.