МТК "Север-Юг" для нефтегаза – Россия расширит транзит углеводородов через Азербайджан

Железнодорожный участок Решт-Астара многие годы был камнем преткновения на пути запуска на полную мощность западного маршрута "Север-Юг", проходящего по территории Азербайджана. Что же послужило импульсом для начала строительства этого участка?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 18 мая — Sputnik. Россия и Иран подписали соглашение о строительстве участка железной дороги Решт-Астара, который является важным звеном международного транспортного коридора "Север-Юг". При этом РФ выделила на строительные работы международный кредит в размере $1,3 млрд. Отметим, что общие расходы на проект составляют $1,6 млрд.

Долгий путь к реализации проекта

Участок железной дороги Решт-Астара многие годы был камнем преткновения на пути запуска на полную мощность западного маршрута "Север-Юг", который проходит через территорию Азербайджана. При этом Баку все это время прилагал значительные усилия для реализации проекта, вплоть до выделения кредита на эти цели в размере $500 млн.
Иран затягивал с началом работ, приводя разные доводы, в числе которых нехватка финансирования, нерентабельность проекта из-за малого грузопотока, а также сложность синхронизации железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном.
Напомним, что ширина железнодорожной колеи на территории Азербайджана составляет 1520 мм, а в Иране – 1435 мм, что создает некоторые сложности.
Однако этот вопрос удалось решить: в соглашении, подписанном между Россией и Ираном, указано, что участок железной дороги Решт-Астара будет строиться с двумя типами колеи: шириной 1435 и 1520 мм.

Западный маршрут "Север-Юг" набирает обороты

Ожидается, что после завершения строительства участка Решт-Астара грузопоток по западному маршруту "Север-Юг" будет расти ввиду уже готовой инфраструктуры, которую предлагает Азербайджан. Кроме того, у западного маршрута МТК есть ряд преимуществ.
Эксперты считают, что транскаспийский маршрут МТК "Север-Юг", который предусматривает прямое морское сообщение между Ираном и Россией, не в состоянии полностью удовлетворить растущий спрос на грузоперевозки из-за недостаточного количества судов.
Так, согласно оценке Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) РФ, для обслуживания этого маршрута требуется не менее 45 судов-контейнеровозов типа "Волго-Дон Макс". Однако пока планируется построить вдвое меньше - до 25 судов.
В то же время восточный маршрут МТК, который будет проходить через территорию России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, сопряжен с решением ряда вопросов. Стороны, в частности, должны синхронизировать тарифные ставки и скоординировать работу таможенных органов для создания "бесшовной" перевозки грузов.
Таких проблем нет с западным маршрутом "Север-Юг", так как Россия, Азербайджан и Иран имеют соглашения о синхронизации и цифровизации таможенных структур.

Российские углеводороды как импульс для МТК

МТК "Север-Юг" приобрел особое значение и актуальность после переориентации грузопотока России с западного направления на восточное и южное. По итогам прошлого года грузоперевозки по этому транспортному коридору только по территории Азербайджана выросли на 90%, и это при том, что не достроен участок железной дороги Решт-Астара. Кроме того, наблюдается изменение структуры перевозимых товаров по всем маршрутам МТК, а также рост перевозок сыпучих и жидких грузов.
Переориентация экспорта российской нефти и нефтепродуктов добавила привлекательности МТК "Север-Юг". Так, по данным главы Минэнерго России Николая Шульгинова, экспорт российской нефти в Индию в 2022 году вырос в 22 раза. В указанный период на долю Индии и Китая пришлось 70% российского нефтяного экспорта.
По мнению экспертов, именно реализация российских углеводородов на рынке Азии актуализировала вопрос строительства участка Решт-Астара, сделав его привлекательным для поставщиков российской нефти.
Это подтверждает тот факт, что вице-премьер РФ Александр Новак, который назначен куратором проекта строительства участка железной дороги Решт-Астара, сразу по прибытии в Иран посетил ряд нефтегазовых предприятий и обсудил с официальными лицами этой страны перспективы сотрудничества с Россией в топливно-энергетической и транспортной сферах.
Таким образом, ожидается, что запуск на полную мощность западного маршрута МТК "Север-Юг" расширит возможности для экспорта углеводородов из России и позволит беспрепятственно поставлять нефть и нефтепродукты потребителям в Индии, а оттуда и на другие азиатские рынки.
Новости
Путин поручил кабмину привлечь частных инвесторов к МТК "Север-Юг"