БАКУ, 4 мая — Sputnik. Богатый углеводородами, но не имеющей достаточной инфраструктуры для вывода своего сырья на международный рынок Туркменистан приглашает иностранных инвесторов профинансировать нефтегазовые проекты в стране. Призыв был озвучен в приветственном письме туркменского лидера Сердара Бердымухамедова на открытии международного форума по привлечению инвестиций в энергетический сектор страны, который прошел в конце апреля в Дубае (ОАЭ).
По мнению экспертов, иностранные компании благодаря форуму получают широкие возможности вложиться в проекты в Туркменистане – относительно закрытой для иностранного бизнеса стране, если в качестве организатора и гаранта проектов выступит такой важный игрок энергетического мира, как ОАЭ.
К тому же начиная с 2000 года в Туркменистане активно работает эмиратская энергетическая компания Dragon Oil, которая уже инвестировала в нефтегазовый сектор центральноазиатской страны около $8 млрд. Компания и дальше намерена продолжать вкладываться в энергетику Туркменистана. Так, по словам гендиректора компании Али Рашид Аль-Джарвана, планируется направить дополнительно еще $8 млрд в нефтегазовый сектор страны до 2035 года.
Богатые запасы и отсутствие диверсификации экспорта
Туркменистан обладает четвертыми по величине запасами природного газа в мире после России, Ирана и Катара – общие объемы составляют около 19,5 трлн кубометров. При этом добыча в стране находится на низком объеме – 83,7 млрд кубометров по итогам 2021 года (последние официальные данные).
Чуть меньше половины добытого в Туркменистане газа, или около 40 млрд кубометров, было поставлено в Китай, еще небольшие объемы – в соседние центральноазиатские республики. Туркменистан планирует увеличить экспорт в направлении КНР до почти 65 млрд кубометров в первую очередь благодаря месторождению "Галкыныш". О необходимости инвестировать в это месторождение говорилось и на форуме в Дубае.
Газом с месторождения "Галкыныш" планируется заполнить и газопровод ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), мощность которого составит 33 млрд кубометров. Несмотря на то, что о проекте говорят многие годы, каких-либо серьезных подвижек в этом вопросе не наблюдается. Сегодня перед реализацией проекта ТАПИ стоят все те же препятствия, что и несколько лет назад: неспокойная геополитическая ситуация в Афганистане вкупе с опасениями инвесторов входить в опасный для бизнеса регион.
Время "Достлуг" и Транскаспийского газопровода
На сегодняшний день, оценивая ситуацию в мире и ожидаемый спрос на углеводороды на мировом энергорынке, можно смело сказать, что наибольшим приоритетом для Туркменистана в вопросе диверсификации поставок водородов являются западные рынки.
Так, учитывая растущий спрос на каспийский газ в Европе и расширяющиеся мощности по его транспортировке, стоит ожидать, что туркменское топливо также найдет своего потребителя на Западе. Тем более что Азербайджан готов предоставить свою инфраструктуру по транспортировке газа и планирует расширить ее в ближайшие годы.
Для этих поставок есть и ресурсная база – в 2021 году Азербайджан и Туркменистан пришли к соглашению о совместном использовании углеводородного месторождения "Достлуг" на Каспийском море, запасы которого оцениваются в 60 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа.
Долевое участие в разработке месторождения распределено по принципу 70% на 30% между Туркменистаном и Азербайджаном соответственно. Однако, несмотря на то, что со дня подписания Меморандума о совместной разработке месторождения прошло более двух лет, никаких коммерческих соглашений по нему не было подписано.
Многие экономисты связывают такую пассивность именно с вопросом дальнейшей транспортировки добытого газа. Месторождение "Достлуг" всегда рассматривается вкупе с Транскаспийским трубопроводом, призванным поставлять туркменское топливо в Европу через Каспийское море и Азербайджан.
Однако и этот проект столкнулся с проблемами финансирования – несмотря на то, что планы по его реализации обсуждаются уже более 10 лет, все еще отсутствует необходимая кредитная поддержка как со стороны Баку и Ашхабада, так и со стороны консорциума компаний.
Самое время для реализации каспийских проектов
Эксперты считают, что отсутствие интереса со стороны инвесторов к проектам "Достлуг" и Транскаспийского газопровода было связано с политикой декарбонизации и отказа от углеводородных проектов. На фоне постепенного "озеленения" мировой энергетики инвестиции в нефтегазовые проекты не только не поощрялись, но и подвергались критике.
Однако ситуация изменилась в прошлом году, когда Россия значительно сократила поставки газа в европейском направлении, в результате чего ЕС столкнулся с рекордными ценами на энергоресурсы и был вынужден повременить с "зеленой" повесткой.
На фоне этого резко вырос интерес к традиционным углеводородным проектам. Еще больший интерес к таким проектам добавила совместная инициатива России и Турции по созданию турецкого газового хаба.
Кроме России, Азербайджана, Ирана и поставщиков сжиженного природного газа для участия в хабе был приглашен и Туркменистан. В ответ председатель Халк Маслахаты (Народного совета) Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что Ашхабад готов рассмотреть вопрос поставок в Турцию.
Понятно, что единственный выход туркменского газа на турецкий хаб – это реализация Транскаспийского газопровода, стоимость которого оценивается в $5 млрд. Кстати, об этом проекте еще раз напомнил инвесторам президент Туркменистана на форуме в ОАЭ, пригласив в своей приветственной речи инвесторов вкладываться в проекты на Каспии.
Учитывая растущую роль газа как относительно "чистого" вида топлива, а также важность создания турецкого хаба, стоит ожидать, что инвесторы, возможно в том числе из стран Персидского залива, проявят интерес к совместным углеводородным инициативам Азербайджаном и Туркменистаном.
Реализация проектов "Достлуг" и Транскаспийского газопровода становится более вероятной в виду того факта, что ряд компаний с арабским нефтедолларовым капиталом уже реализует программы в сфере возобновляемых источников энергии в Азербайджане и странах Центральной Азии.