БАКУ, 25 фев — Sputnik. Прошел почти год, как начали действовать экономические санкции против России, нацеленные в первую очередь на ее сферу энергетики, чтобы снизить доходы РФ от главной статьи экспорта – нефти и газа.
Однако по итогам года доходы России от продажи углеводородов, напротив, выросли из-за дорожающих на мировом рынке энергоресурсов. Кроме того, санкции изменили структуру и карту глобальной торговли нефтью.
Новые нефтетрейдеры – новые условия рынка
Переориентация российской нефти на альтернативные рынки сбыта создала новые возможности для некоторых сфер экономики. Так, перестройка цепочек поставок нефти и нефтепродуктов из РФ привела к росту на 400% суточных ставок для танкеров. Данные Балтийской товарной и фрахтовой биржи в Лондоне свидетельствуют о том, что ставки танкеров, перевозящих жидкие углеводороды, достигли $55,8 в сутки, увеличившись более чем на 60% только с начала февраля.
Также санкции внесли коррективы и в ряды участников нефтяного рынка. Согласно исследованию агентства Energy Intelligence, на место крупных нефтетрейдеров, покинувших российский рынок из-за санкций, в скором времени пришли новые игроки.
"Традиционные игроки, которые раньше доминировали в торговле сырьем, ушли, возможно, навсегда. Они были в значительной степени заменены новым набором малоизвестных фирм, зарегистрированных в Дубае и Гонконге, некоторые из которых были созданы только в прошлом году", - говорится в исследовании агентства.
International economic forum opens in Russian Far East
Так, первыми с рынка РФ ушли крупные игроки BP, Shell и Equinor, которые на протяжении нескольких лет закупали нефть напрямую у таких российских производителей, как "Роснефть", "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз". Следующими стали ведущие западные трейдеры Vitol, Trafigura, Glencore и Gunvor, продававшие более 1 млн баррелей российской нефти в сутки.
Следом за крупнейшими западными компаниями с российского рынка ушли из-за боязни западных санкций другие международные фирмы, ранее закупавшие в РФ почти 2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. Однако освободившуюся нишу очень быстро заняла новая группа торговых компаний, зарегистрированных за пределами Европы, которые до февраля 2022 года практически не участвовали в мировой торговле нефтью.
Число таких компаний превышает 20, и они образуют новую структуру в нефтяном бизнесе. При этом ни одна из них не нарушает никаких санкций, торгуя российской нефтью.
"Ограничения, введенные в прошлом году ЕС, Швейцарией и Великобританией, которые включают запрет на коммерческие отношения с российскими государственными компаниями, такими как "Роснефть", "Газпром нефть", судоходная компания "Совкомфлот" и оператор трубопровода "Транснефть", применяются только к юридическим и физическим лицам, проживающим на территории этих стран", - говорится в сообщении Energy Intelligence.
Угрожая ударить санкциями по доходам России, Запад фактически ограничил свои крупные компании в торговле и лишил их чистой прибыли в то время, когда цены на углеводороды держались на максимальной отметке. С учетом того, что нефтекомпании также являются крупными налогоплательщиками, получается, что западные страны лишили себя значительных налоговых отчислений в свои госбюджеты.
Меньше доллара, больше рыночной свободы
В новой "конгломерации" нефтетрейдеров, как ожидается, будет наблюдаться постепенный отказ от доллара США в качестве расчетной валюты. Учитывая, что большинство торговых компаний зарегистрированы в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), в частности в Дубае, расчеты между поставщиками и трейдерами будут производиться и в дирхамах ОАЭ. Так, ранее стало известно, что Индия расплачивается за российскую нефть в дирхамах, в том числе через резидентский счет российских компаний в банке Mashreq.
Кроме того, нефтетрейдеры рассчитываются за российскую нефть и в китайских юанях. Так, после Дубая главным адресом регистрации новых нефтетрейдеров стал китайский Гонконг, что увеличило долю юаня в мировой торговле нефтью.
С учетом того, что расчеты в альтернативных доллару валютах делают торговлю более независимой от контроля западного финансового сектора, нет ничего удивительного в том, что многие страны, торгующие углеводородами, отказываются от американской валюты. Впрочем, отказ от доллара в расчетах наблюдается и в ненефтегазовых сделках.
Мировые цены на нефть
Так, в минувшую среду стало известно, что центробанк Ирака планирует разрешить торговлю с Китаем напрямую в юанях, а не в долларах США. Иракский регулятор заявил, что операции в валюте КНР увеличат активы банков Ирака, имеющих счета в китайских банках.
Иракские экономисты считают, что этот шаг направлен на снижение гегемонии американского доллара во внешнеэкономических отношениях Ирака и избавление экономики от контроля Запада.
Для Багдада частичный отказ от доллара стал необходимостью, в частности, из-за того, что в прошлом году казначейство США и Федеральный резервный банк начали ужесточать контроль за международными транзакциями иракских коммерческих банков, вынуждая их соблюдать определенные критерии глобальной системы переводов SWIFT для доступа к своим валютным резервам.