Побег из ЕС: как альтернативные газовые биржи помогут рынку обойти потолок цен
Вмешательство и ограничения цен на газовых рынках ЕС приведут к созданию альтернативных площадок вне еврозоны. На этом фоне особое значение приобретает газовый хаб в Турции.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 31 янв — Sputnik. Биржевой оператор ICE (Intercontinental Exchange Inc), управляющий голландским газовым хабом TTF (Title Transfer Facility), запустит альтернативную площадку в Лондоне.
Лондонская биржа, которая получила название ICE Futures Europe, начнет работу 20 февраля, а 15 февраля будет запущен механизм ограничения стоимости голубого топлива в ЕС – пресловутый потолок цен.
Итог вмешательства в рынки
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков считает, что излишнее регулирование и вмешательство в рынки приносят свои плоды.
"Изначально биржи – это экономическая история, а когда туда пытаются внедрить все больше и больше политики, то, конечно, это пугает всех игроков. И компании, которые являются собственниками этой биржи, например ICE, боятся, что к ним больше не будут обращаться за услугами. Они зарабатывают на том, что организуют торги", - рассказал Юшков Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, ЕС излишним регулированием отбивает желание у кого-либо торговать на этой бирже, и, естественно, все игроки уйдут, а компании обанкротятся.
Поэтому, отметил он, компаниям-владельцам газовых бирж приходится создавать альтернативную площадку, которая не будет подпадать под регулирование и на которой можно будет торговать голубым топливом без всяких ограничений.
"Мы видим, что бюрократия в ЕС растет. Они придумывают себе все новые полномочия и больше внедряются в экономику, свободные рыночные отношения. Это приводит к отторжению. Например, в 2021 году компанию Shell голландский суд засудил за то, что у нее была программа декарбонизации, но недостаточно амбициозная. Суд обязал ее быстрее завязывать с добычей углеводородов, и та в итоге перерегистрировалась в Великобритании", - сказал Юшков.
Эксперт отметил, что цена на газ должна определяться на бирже игроками на основе баланса спроса и предложения. При вмешательстве извне биржа начинает уходить от этих ограничений, тем более сделать это довольно легко.
Хаб в Турции – важная альтернатива
Если какая-либо другая биржа может предложить прозрачные и честные торги без лишнего регулирования, то на нее могут перейти игроки рынка, считает Юшков.
"Поэтому то, что создается в Турции, вполне может оказаться ликвидным газовым хабом. Там же можно создать и биржу, и этот проект способен успешно заработать. Вопрос в том, что, во-первых, там должна быть создана система хранения газа. Во-вторых, у турецкого хаба должно быть много участников. Мы видим, что система хранения газа в Турции есть и ее можно развить. Второй момент – количество поставщиков. Да, Россия будет крупнейшим из них, но теоретически туда может входить СПГ – у Турции есть приемные терминалы. На турецкий хаб также могут поставлять свой газ Азербайджан и Иран", - отметил эксперт.
Он считает достаточным количество поставщиков для турецкого хаба. Юшков напомнил, что на той самой бирже в Голландии, на которую поступают голландский, норвежский газ и СПГ, нет такого числа поставщиков.
Поэтому при грамотном позиционировании и демонстрации отсутствия лишнего регулирования турецкий хаб вполне может быть эффективным, подчеркнул эксперт.
"История с европейским регулированием подталкивает участников рынка к поиску альтернатив, и Россия с Турцией могут предложить эту альтернативу", - сказал Юшков.
Турция ускоряет работы по созданию хаба
Турция ведет активную работу по созданию газового хаба. Глава турецкого минэнерго Фатих Донмез в начале недели заявил, что встреча стран-потребителей и поставщиков по газовому хабу состоится в Стамбуле 14-15 февраля.
В то же время ускоренно ведутся инфраструктурные работы. Так, в их рамках третья по счету турецкая плавучая регазификационная установка (ПРГУ) вошла 18 января в Средиземное море. Она будет задействована на СПГ-терминале компании BOTAŞ в заливе Сарос в Эгейском море у европейского побережья Турции. Судно, рассчитанное на хранение 180 тыс. кубометров сжиженного природного газа, обладает мощностью подачи в 28 млн кубометров в сутки.