БАКУ, 13 янв — Sputnik. В течение 2023 года 150-летие яркого представителя азербайджанской интеллигенции начала ХХ века, известного публициста, общественного деятеля, одного из издателей и авторов легендарного журнала "Молла Насреддин" Омара Фаига Неманзаде будет отмечено в рамках различных мероприятий.
Главной чертой его характера всегда было неравнодушие, стремление изменить жизнь и свой народ к лучшему. К сожалению, о его деятельности сохранилось не так уж много информации, а его публикации и фотографии были уничтожены. Однако некоторые снимки и документы сохранились лишь у семьи Неманзаде.
Омар Фаиг
© Photo : courtesy of Ulviyya Pepinova
Многие факты о нем в интервью Sputnik Азербайджан рассказала правнучка Омара Фаига Ульвия Пепинова, проживающая уже многие годы в Англии. Она прилетела в Баку, чтобы принять участие на презентации фотоальбома прадеда, прошедший в Национальном музее истории.
– Ульвия, что вам рассказывали об Омаре Фаиге Неманзаде?
– Мои знания о нем в основном основаны на воспоминаниях моих родных – отца, тети и других родственников. Они и теплые, и одновременно горькие, поскольку у него были очень сложные периоды в жизни. Как мне рассказывали, у прадеда был непростой характер. Он по своей натуре был решительный, стойкий и даже иногда резкий.
– А что вам известно из его биографии?
– Он родился в 1872 году в грузинском Ахалцихе. Когда ему исполнилось десять лет, его хотели отправить в гимназию в Гори, но мать воспротивилась, поэтому Омара Фаига отослали учиться в стамбульское медресе Фатех. Там он перевелся в светскую семинарию Дар-уш- Шафак, в которой̆ преподавали науки и языки. После окончания обучения он вернулся в Грузию и хотел там открыть школу, но не смог.
В связи с этим прадедушка решил переехать в Азербайджан, а именно в Шеки, которая раньше называлась Нуха. Именно там он открыл учебное заведение, где сам и преподавал. В Баку Омар Фаиг становится заметной̆ личностью в общественно-политической̆ жизни благодаря своим публикациям. Вся его деятельность в основном связана с Азербайджаном, но и с Грузией он никогда не терял связь.
В 1906 году решает в Тифлисе издавать собственное издание. Идея ему пришла необычная: сделать журнал карикатур, гротескный, остросатирический, такой, чтобы был понятен самым простым людям, даже неграмотным. Сам он не мог зарегистрировать журнал, поэтому пригласил к сотрудничеству писателя Джалила Мамедкулизаде.
Они вместе придумывали сюжеты для карикатур – в них можно было увидеть все проблемы, что существовали в те годы на Кавказе: необразованность, незавидное положение женщин, спесь чиновников, полицейский беспредел. В 1918 году Омар Фаиг был трижды арестован, а после освобождения прибыл в Баку, где по приглашению парламента АДР возглавил Полицейское Управление страны.
Как мне известно с 1922 по 1925 года он работал в Гяндже. В 1927 году прадед переезжает в родное грузинское село Ацху и отстраняется от всех политических дел. Он начинает писать мемуары, которые так и не заканчивает. В 1937 году по распоряжению армянского районного прокурора Одабашяна его арестовывают в своем фамильном доме по обвинению в шпионаже в пользу Турции и в том же году его расстреливают. Мы до сих пор не знаем, где его похоронили. Нет даже могилы, которую мы могли бы посещать. Лишь в 1958 году суд Грузинской ССР его оправдал и с него был снят ярлык "враг народа".
– Семья также жила вместе с ним в Грузии или оставалась в Баку?
– Они все жили в грузинском селе. У него было четверо детей: cын Кямиль и три дочери – Адиля, Бахтли и Кямиля, которая была самой старшей среди них. Именно она была моей бабушкой.
– Известно, что многие документы, фотографии Неманзаде были сожжены. У вас остались хоть какие-то его личные вещи?
– Да, со страху они вынуждены были их уничтожить. Сейчас нам очень обидно, но тогда не было другого выхода. Вместе с Омаром Фаигом был также расстрелян азербайджанский общественно-политический деятель Ахмед бек Пепинов, который был нашим родственником. А сына Неманзаде Адиля отправили в ссылку.
У нас остались некоторые семейные его фотографии, пенсне, перо, которые мы передали в Музей истории. Ко всему этому у нас есть его снимок, который был сделан до расстрела деда, но эта копия, не оригинал.
– Кто-то в вашей семье пытался найти, где он был похоронен?
– Наша семья, родственники настолько боялись, что старались не трогать эту тему. Сейчас благодаря распоряжению президента Ильхама Алиева в Азербайджане проходит ряд мероприятий, приуроченных к юбилею Неманзаде. Мы надеемся, что у многих исследователей проявиться интерес к изучению его деятельности. Очень хотелось бы получить доступ к архивному делу Омара Фаига.
Я с 2019 году занимаюсь мемориальным проектом, открыла сайт, страницу в соцсетях, в которых разместила биографические материалы о нем. К сожалению, стала замечать, что в последние годы его имя забывается, многие даже не знают, что жил такой человек. Даже когда вспоминают о журнале "Молла Насреддин", то нет упоминаний о Неманзаде. Когда я начала работу над своим проектом, то мне пришлось постучаться во многие двери и некоторые мне так и отвечали: "А кто он?". Было очень обидно это слышать. Стараюсь каждый раз делиться на сайте, в соцсетях о прадеде интересными материалами, статьями академиков о нем, чтобы не забывали.
Из его детей только моя бабушка Кямиля в 1970-ые годы старалась о нем собрать хоть какую-то информацию. Многие родственники все еще боялись, хотя Омар Фаиг уже официально был реабилитирован. Она посещала музеи, обращалась в разные инстанции. Многие академики-смельчаки писали о нем, исследовали его деятельность. Самую большую исследовательскую работу провел доктор филологических наук, профессор Шамиль Гурбанов.
– Ульвия-ханум, чем вы сейчас занимаетесь?
– Я родилась в Баку, но выросла в Москве. Уже 20 лет живу в Англии. Десять лет там веду школу креативного письма. В основном работаю с английскими писателями. Видимо, частичка Неманзаде перешла по наследству именно мне. Помимо всего этого я также занимаюсь разными общественными проектами, активный член азербайджанской диаспоры в Великобритании.