БАКУ, 19 окт — Sputnik. Армения должна прекратить искать отговорки, чтобы уклониться от своих обязательств по объединению Зангезурского коридора с автомобильными/железными дорогами в соответствии с трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года, говорится в заявлении МИД Азербайджана в Twitter.
"Предлагать три нереальных варианта открытия пунктов контроля и пропуска, игнорируя тем самым 20-месячные обсуждения, не очень хорошая политика", - отмечается в публикации.
Предложение Пашиняна: мнения сторон
Комментируя данный вопрос, премьер-министр Армении высказался однозначно.
"Хочу очень четко сказать, что коридор через территорию Армении мы никому не дадим. Но мы предоставим и откроем дорогу и готовы сделать это в любой момент. Мы передали предложения Азербайджану", - сказал он.
Что же подразумевается под словами "мы предоставим и откроем дорогу"? Это предложение "открыть коммуникации для Азербайджана" детализировано в проекте, опубликованном Службой национальной безопасности Армении.
СНБ Армении предлагает установить три новых пункта пропуска через границу: в селе Сотк на границе с Кельбаджарским районом Азербайджана, в Караундже на границе с Губадлинским районом АР и в общине Ерасх на границе с азербайджанским эксклавом Нахчыван.
Азербайджан же настаивает на маршруте, который проходит через Мегри вдоль реки Араз на юге Армении.
Аргументы сторон
Аргументация Армении высказана премьер-министром этой страны Николом Пашиняном. Он считает, что за основу берется трехстороннее заявление.
Представляем вниманию читателей данный пункт:
"9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России".
В Армении считают, что если в документе не использовано слово "коридор", то сообщение между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчываном может быть осуществлено только под контролем властей в Ереване. К тому же предоставление коридора подразумевает экстерриториальный статус коммуникаций, что в Армении расценивают как потерю суверенитета над ними.
В Азербайджане по этому поводу думают иначе. Предлагаемый Баку вариант базируется на маршруте дороги, которая еще в советское время связывала другие территории Азербайджана с Нахчываном. Также Баку требует предоставления Зангезурскому коридору статуса, аналогичного Лачинскому коридору. Обосновывается это целесообразностью и указанным в соглашении пунктом об осуществлении контроля за транспортным сообщением органами Пограничной службы ФСБ России.
С другой стороны, в Азербайджане хорошо помнят поощряемые руководством Армении факты нападений на пассажирские поезда, следующие в Нахчыван и обратно в конце 80-х годов прошлого столетия.
Кроме того, абсурдным считают то, что граждане Армении фактически без досмотра и контроля со стороны соответствующих органов АР въезжают на азербайджанскую территорию посредством Лачинского коридора, а граждане Азербайджана, следующие в Нахчыван, должны будут проходить досмотр соответствующих армянских органов.
Что происходит в настоящее время
А теперь немного истории. Ни для кого не секрет, что на протяжении почти 30 лет вооруженные формирования Армении оккупировали 20% территории Азербайджана. Несмотря на все потуги международных посредников (или их имитацию), принятие различных документов в международных организациях, разрешить конфликт не удавалось.
В 2020 году в результате 44-дневной войны Азербайджан восстановил свою территориальную целостность (за исключением контролируемых ВС Армении нескольких населенных пунктов в различных направлениях), и сразу возникла необходимость подписания мирного договора между сторонами. Большим шагом в достижении договоренности по этому вопросу специалисты считают признание сторонами территориальной целостности друг друга.
Однако с учетом истории конфликта нельзя забывать о том, что стороны неоднократно на протяжении многих лет приходили к общим знаменателям, не подтверждая это соответствующим международно признанным документом, и в итоге поставленная цель не достигалась.
В этой ситуации международные аналитики считают необходимым проведение делимитации границы между Азербайджаном и Арменией, а также подписание мирного договора.
Кто, как и с какой целью тормозит мирный процесс в регионе
Именно в этом ключе развивались события, контроль над которыми в статусе посредника осуществляла Россия. Даже ситуация на Украине не помешала этому процессу.
Однако с начала года просматривалась интенсивная дипломатическая деятельность Армении, в которой явно прослеживался западный крен, что в итоге завершилось размещением наблюдательной миссии ЕС на границе Армении с Азербайджаном. Параллельно наблюдается ужесточение и предъявление новых требований со стороны Еревана.
Азербайджанские эксперты однозначно считают, что это связано с прозападной ориентацией Пашиняна, который при каждом удобном случае пытается "свернуть" на Запад. Несколько таких попыток премьер-министра Армении были удачно пресечены активными дипломатическими действиями Москвы. Похоже, что продолжение военных действий на Украине подтолкнуло Пашиняна к "новым подвигам". И вот спустя два года после 44-дневной войны перспектива "полного и неукоснительного выполнения трехсторонних договоренностей", о чем периодически заявляет Москва, становится все более туманной.
Воспользовавшись ситуацией на Украине, в Армении посчитали своими покровителями США и Францию, считает заместитель директора Института политических исследований России Дарья Гревцова.
"Основная задача армянского руководства сейчас - попытаться заменить российских миротворцев в Карабахе на европейских. Это будет очень выгодно Армении, но совершенно невыгодно Баку и Москве, где прекрасно знают, какую антиазербайджанскую и антироссийскую политику проводят на Западе", - отметила Гревцова.
В такой непростой ситуации стороны тем не менее заявляют о желании добиться мира в регионе. Однако с каждым днем вера в успех этого предприятия уменьшается. Рост числа посредников начинает негативно сказываться на процессе, так как одна из сторон "уходит" все дальше на Запад от намеченного курса.