БАКУ, 12 сен — Sputnik. Железная дорога Горадиз–Агбенд–Мегри–Джульфа–Араздеян является частью Зангезурского коридора, и в соответствии с трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года Армения должна открыть транспортное сообщение для обеспечения свободного доступа из Азербайджана в Нахчыван. Несмотря на это, она ничего не предприняла для восстановления проходящего по ее территории участка этой железной дороги, заявив, что этот вопрос не стоит на повестке дня правительства.
Удивительным является то, что еще в начале этого года правительство Армении приступило к подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) восстановления железной дороги, и появились сообщения о проведении на участке измерительных и планировочных работ. При этом армянская сторона заявила о необходимости обеспечения инвестиций в размере 230 миллионов долларов для осуществления этой деятельности.
Складывается впечатление, что армянская сторона затягивает открытие Зангезурского коридора и практически ничего в этом направлении не предпринимает, считают эксперты в Баку. Хотя в конце августа министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что стороны "достигли важного прогресса в направлении открытия коммуникаций при посредничестве Москвы".
Заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна на встрече с армянской общиной Владивостока поставило под сомнение оптимизм Лаврова. Пашинян заявил, что стороны не могут прийти к договоренности об открытии коммуникаций, потому что Армения не хочет предоставлять коридор на своей территории, как того желает Азербайджан.
По его словам, открытие железных дорог должно происходить обоюдно, то есть Армения также должна иметь железнодорожное сообщение с Россией через Азербайджан.
Азербайджан изначально не полагался на Ереван и поэтому разрабатывал параллельные пути для связи с Нахчываном. Явным тому подтверждением являются переговоры с Ираном, заявил эксперт Сахиб Садыхлы.
Согласно договоренностям с Тегераном, из поселка Агбенд в Иран через реку Араз будет построен железнодорожно-автомобильный мост. В результате железная дорога Горадиз–Агбенд будет соединена с иранской железнодорожной сетью, а через нее – с Нахчываном. По тому же маршруту пройдет и автомобильная дорога.
Стоит отметить, что в результате присоединения железной дороги Горадиз–Агбенд к иранской железнодорожной сети заработает и вторая ветка транспортного коридора Север–Юг, по которому Россия в настоящее время стремится выйти к Персидскому заливу. Другая ветка этого коридора связана с проектом железной дороги Решт–Астара, строительство которой ведет Иран.
Судя по распространяемой армянскими СМИ информации, руководство страны всеми способами пытается затормозить выполнение пунктов трехстороннего заявления. По мнению экспертного сообщества, последние события вокруг строительства железной дороги в Армении могут иметь две причины.
С одной стороны, возможно, что Пашинян и его команда намерены выполнить взятые на себя обязательства, но учитывая царящие в Армении настроения, делают это весьма завуалировано. Идет подготовка ТЭО восстановления железной дороги, а также делается заявление о проведении на участке измерительных и планировочных работ. Даже сообщается о необходимости обеспечения инвестиций в размере $230 млн для этой деятельности. С другой стороны, для внутреннего пользования запускается информация о том, что этот проект снят с повестки и идет подготовка к строительству автомобильной дороги.
Другой вариант предполагает политическую игру, при которой Пашинян просто тянет время. В этом случае он ждет развязки событий на Украине и надеется на то, что развитие ситуации сможет пошатнуть позиции РФ, которая на сегодняшний день является гарантом выполнения трехсторонних заявлений. А если его ожидания не оправдаются (что наиболее вероятно), он рьяно начнет нагонять упущенное время.
Согласно экспертному мнению, открытие коммуникаций на Южном Кавказе выгодно всем сторонам (в том числе Армении), участвующим в проекте. Более того, как ни парадоксально, больше всех от реализации этого проекта может выиграть именно Армения, несмотря на все ее сопротивление. Ведь именно она на протяжении почти 30 лет находится в почти блокадном состоянии, в которое загнала себя из-за нерациональной политики и ссор с соседями.
А с учетом заинтересованности всех стран региона сопротивление открытию коммуникаций может перессорить ее и с другими государствами. Поэтому резонно предположить, что при всем происходящем здравый смысл в Армении возобладает, и в скором времени армянский участок Зангезурского коридора получит путевку в жизнь.