БАКУ, 8 сен — Sputnik. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее - в страны Европы. По сути, этот проект - альтернатива российскому Транссибу для доставки грузов из КНР в Европу. По маршруту имеется возможность перевозить до 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров.
В марте 2022 года сообщалось, что к инициативе Казахстана, Азербайджана и Грузии по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута планировала присоединиться Турция. В апреле стало известно, что эти страны подписали четырехстороннюю декларацию “О Транскаспийском коридоре Восток-Запад”. В документе говорилось о повышении транзитного потенциала, интеграции маршрута в международную транспортную систему и укреплении сотрудничества сторон.
В начале июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев констатировал, что “геополитическая ситуация и санкционное противостояние привели к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек”.
Активизация проекта Транскаспийского транспортного маршрута напрямую связана с введением США и ЕС антироссийских санкций после того, как Россия 24 февраля приступила к специальной военной операции на Украине. Помимо самой РФ, эти санкции ударили и по другим странам ЕАЭС, включая Казахстан, который тесно связан с ней транспортно-логистическими связями.
Больше всего эти санкции нервируют бизнес Казахстана, который пока не знает, как вести дела в условиях транспортной блокады. Ведь 90% казахстанских грузов шли через российские порты. Однако крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана. Проблемы возникли и с осуществлением международных расчетов. Европейские банки начали блокировать все платежи в Россию и Казахстан. При этом индийские компании заявили, что платежи в эти страны через их корреспондентские счета не проходят.
Это явилось одной из основных причин, подтолкнувших бизнес-структуры Казахстана к интенсивному поиску альтернативных путей выхода на мировые рынки.
Однако подобный транспортный коридор интересен не только Нур-Султану, но и его партнерам - Анкаре и Баку. Всем трем странам есть что предложить друг другу в гораздо больших объемах, чем нынешние поставки. Благодаря ему в Азербайджан и Турцию пойдет больше казахстанского зерна, а азербайджанских фруктов и овощей - в Казахстан. Турция в своих торговых отношениях с Центрально-Азиатским регионом традиционно опирается на Казахстан.
Поскольку сами участники проекта в силу небольшого объема их экономик не смогут обеспечить перевозки, на которые рассчитан Транскаспийский транспортный маршрут, главным грузоотправителем, по всей видимости, должен стать Китай. В качестве дополнительного стимула для развития проекта рассматривается и снижение тарифов на транзитные грузоперевозки через китайский порт Ляньюньган.
Несмотря на то, что маршрут обходит стороной территорию РФ и многие специалисты называют его альтернативным Транссибу, часть экспертов склоняется к тому, что он вряд ли нанесет серьезный ущерб российскому маршруту.
“Тройка” (Азербайджан, Казахстан и Турция) взаимодействует в рамках несырьевой товарной группы. Ее объемы не столь велики, чтобы нанести урон транзитному потенциалу России. Казахстанские энергоносители в основном идут через РФ, Каспийский трубопроводный консорциум. По маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан проходят незначительные объёмы”, - считает эксперт клуба “Валдай” Станислав Притчин.
Конечно, Транскаспийский коридор потенциально может стать альтернативой РЖД при доставке китайских товаров в Европу. Но китайские производители любят считать деньги, отметил эксперт. Отправлять грузы через несколько стран и Каспийское море окажется в итоге дороже, нежели через территорию одного государства - России, сказал Притчин.
Интересным является то, что некоторые представители экспертного сообщества предполагают возможное участие РФ в данном проекте. Даже прозвучало конкретное предложение с включением в маршрут порта Махачкалы.
Но противники этой идеи привели несколько доводов против. Во-первых, включение в маршрут Махачкалы подразумевает подключение еще одной страны-транзитера, что автоматически означает удорожание маршрута и невыгодно экономически. Во-вторых, проблемы с транзитом, возникшие у Китая и Казахстана, связаны с санкциями в отношении России, подключение которой к данному проекту может создать проблемы с его эксплуатацией.
С другой стороны, не исключается, что Россия может подключиться к этому маршруту посредством Зангезурского коридора, который может предоставить еще одну альтернативную железнодорожную и автомобильную ветку с привлечением участников из Армении. В данном случае возникает ветка, подразумевающая объезд Грузии. Более того, может возникнуть возможность опосредственного экспорта российских товаров.
В любом случае перспективы Транскаспийского маршрута в условиях санкций пока до конца не ясны, поскольку не ясна сама конфигурация мировой торговли, включая номенклатуру товаров, объемы их поставок, маршруты и т. п. Ее очертания будут, по-видимому, определяться в течение ближайших нескольких месяцев. Заинтересованность европейских бизнес-структур в развитии ТМТМ говорит об их желании диверсифицировать маршруты поставок в Европу и обратно. Очевидно, что какую-то часть грузов Транскаспийский маршрут сможет переключить на себя, но шансы стать полноценной альтернативой пути через Россию кажутся пока призрачными.