БАКУ, 6 сен — Sputnik. Территориальные споры вокруг островов и шельфа Эгейского моря уже много лет отрицательно влияют на отношения Турции и Греции. Согласно международному морскому праву, территориальные воды любого государства не превышают 12 морских миль. В Эгейском море из-за близости спорных островов к побережью материка это расстояние кое-где достигает шести морских миль и даже меньше. Афины заявляют о своих правах на расширение границ, а турки останавливают их, ведь иначе греки вплотную приблизятся к границам Турции.
При этом стороны не раз пытались сесть за стол переговоров. После встречи в прошлом году главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу с греческим коллегой Никосом Дендиасом две страны договорились возобновить сотрудничество и запустить конкретные проекты.
Однако отношения между ними вновь обострились после недавнего выступления премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса в США, где он предостерег американцев от военных поставок в Турцию. После попытки греческой стороны заблокировать продажу Анкаре американских истребителей F-16, которые Турция запрашивает у США еще с прошлого года, Эрдоган заявил, что Мицотакис, с которым он в марте встречался в Стамбуле, нарушил уговор не вмешивать в двусторонние отношения третьи страны. “Несмотря на это, он сказал все, что можно было сказать против Турции, в ходе своего визита в США, призвав не передавать Анкаре F-16. Сначала ты со мной общаешься, мы вместе обедаем. Ты даешь мне слово, а спустя 15 дней едешь в США и выступаешь в Конгрессе с заявлениями, направленными против Турции”, - заявил Эрдоган.
Греческий премьер мотивировал свою позицию тем, что самолеты ВВС Турции периодически нарушают воздушное пространство Греции и новые F-16 только усилят градус напряженности на границе.
Эксперты же считают, что военная авиация двух стран продолжит нарушать их воздушные и морские границы, что в конечном итоге может привести к трагедии. Но "горячая фаза" противостояния способна вернуть стороны к реальности и заставить их сесть за стол переговоров.
Противоборство между двумя странами-участницами НАТО обострилось 23 августа, когда в приграничной зоне над Эгейским морем произошел очередной инцидент. В соответствии с турецкой версией, греческие военные с помощью ЗРК С-300 перехватили и сопроводили турецкие самолеты F-16 к западу от острова Родос. Греция это отрицает, попутно напоминая о своих многочисленных протестах, заявлениях и нотах по поводу вторжения турецких ВВС в греческое воздушное пространство.
Разбираться с жалобами турок и греков друг на друга в ближайшее время Брюсселю и Вашингтону все-таки придется. Турция ожидает и от США, и от НАТО оценки событий 23 августа. "В самолетах есть функция записи, и доказательства будут переданы в соответствующие инстанции", - заявили в Анкаре.
Это особенно актуально для Турции еще и по той причине, что Вашингтон и НАТО в целом оказывают давление на Анкару из-за закупок у России комплексов С-400. В Североатлантическом альянсе это посчитали угрозой безопасности его ВВС. При этом Греция оснащена российскими С-300 и не сталкивается с каким-либо давлением со стороны стран-участниц альянса.
Однако аналитики считают, что все вышеуказанные противоречия между Грецией и Турцией являются лишь верхушкой айсберга. На самом деле они подпитываются третьей стороной (или сторонами), которые таким образом пытаются обуздать Анкару, в последнее время проводящую максимально возможную независимую политику.
Так, в НАТО неоднократно заявляли о своем беспокойстве по поводу закупки Турцией российских С-400. Но несмотря на то, что из-за этого Анкару исключили из проекта с F-35, турки так и не отказались от планов по приобретению этих систем. Кроме того, президент Макрон открытым текстом призывал не допустить лидерства Анкары в посреднической миссии между Москвой и Киевом.
При этом президент Эрдоган пытается максимально воспользоваться сложившейся международной ситуацией для усиления позиций Турции в мире. Анкара диверсифицирует военные поставки, наращивает свой военно-промышленный комплекс и с каждым месяцем увеличивает долю экспорта в этой сфере. Несмотря на требования западных партнеров, турки расширяют товарооборот с Россией, сотрудничают с Москвой в сфере мирного атома.
Вызывает интерес и тот факт, что в течение нескольких последних лет, несмотря на военно-политические противоречия, ежегодно растет товарооборот между Турцией и Грецией.
Создавшуюся ситуацию аналитики сравнивают с далеким 1952 годом, когда обе страны были приняты в НАТО. Тогда западные государства меньше всего думали об исторических разногласиях между Грецией и Турцией. Важным было противодействовать Советскому Союзу, и в этой политике две страны должны были прикрывать южный фланг от стран Варшавского Договора. Теперь в какой-то мере ситуация повторяется. Противостояние Запада и России на глазах приобретает черты новой холодной войны. Значит, не НАТО нужно Греции и Турции, а Турция и Греция – НАТО. Следовательно, члены альянса не допустят перехода противостояния в "горячую фазу".
В создавшейся ситуации обе стороны стараются позаботиться исключительно о безопасности своих границ и думают о национальных интересах. И эксперты предполагают, что несмотря на всю браваду обеих сторон, здравый смысл восторжествует, а прагматичный подход к происходящему не позволит ситуации выйти из-под контроля.