Проход через Босфор и Дарданеллы дорожает. Кто выиграет, а кто - проиграет
Турция в пять раз повышает стоимость прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Новые тарифы вступят в силу 7 октября. Чем это обернется для торговых компаний, чьи суда проходят через проливы, и что это решение даст Анкаре?
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 30 авг — Sputnik. В Министерстве транспорта Турции сообщили о том, что сумма сборов за проход торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы будет ежегодно обновляться. По данным ведомства, она будет рассчитываться на основе золотого франка в соответствии с Конвенцией Монтрё от 1936 года. Отмечается, что вторая статья указанного документа, который регулирует режим прохода через проливы для торговых судов как в мирное, так и военное время, предусматривает взимание платы за медицинский контроль, обслуживание маяков и оказание услуг по эвакуации поврежденных судов.
Как указали в министерстве, плата за проход через проливы до последнего времени оставалась неизменной с 1983 года, когда золотой франк приравняли к $0,8 доллара и к сборам была применена 75-процентная скидка. За это время из-за роста инфляции и стоимости золота в мире условная валюта Germinal Frank, принятая ООН для расчета доходов Турции от пропуска судов через Босфор и Дарданеллы, выросла в цене с 0,8 до $4.
После того как Germinal Frank вышел из обращения, платежи осуществлялись турецкими лирами или долларами, но стоимость франка все так же приравнивалась к 0,29 г чистого золота, независимо от текущего обменного курса.
С 7 октября нынешнего года стоимость прохода через проливы будет повышена до 4,08 доллара за тонну.
Эрдоган всегда жаловался на то, что Анкара не может зарабатывать на турецких проливах, поэтому он мечтает построить "Стамбульский канал", заявил политолог Яшар Ниязбаев. Но решение об изменении тарифов, по его словам, было принято точно не в одностороннем порядке, а путем международных переговоров.
"В начале 80-х годов прошлого века из-за экономической ситуации Турция была вынуждена согласиться на огромную скидку. Но сейчас, по всей видимости, используя свое международное положение, она смогла добиться повышения стоимости", - заявил Ниязбаев.
Председатель правления Союза экспортеров зерна России Эдуард Зернин считает, что анонсированное Турцией резкое повышение размера сборов за проход торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы создаст дополнительные трудности для российского зернового экспорта.
"Сначала сделка по "зерновому коридору" выпустила на мировой рынок украинское зерно с существенным дисконтом. Это способствовало снижению экспортных цен на российские зерновые. А теперь удорожание приведет к росту ставок фрахта и себестоимости экспорта российского зерна", - сказал Зернин.
По его мнению, Турция воспользовалась своим правом, и за это ее трудно винить. "Только сделала она это в максимально неподходящий момент, когда российский зерновой экспорт и без того страдает от скрытых санкций, так и не снятых в результате "зерновой сделки", несмотря на заверения самых высоких сторон", - сказал Зернин.
Увеличение Турцией стоимости прохода через проливы Босфор и Дарданеллы некритично и призвано повысить уровень безопасности в этой зоне, считает управляющий партнер ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов.
"Ничего критичного в данной новости нет. По сути, канальный сбор является не столько повышением тарифа, сколько отменой 75-процентной скидки, действовавшей с 1983 года. Для экономики Турции и "кошелька" торговых компаний сумма незначительная, ее назначение - обслуживание портовых зон и всех относящихся к ней служб и техники", - сказал эксперт.
В последнее время участились случаи столкновений туристических катеров, пересекающих Босфор, и торговых судов, проходящих вдоль него. По словам Безбородова, причина этого кроется в недостатке контроля в акватории проливов.
Как сообщала служба береговой охраны Турции 25 августа, танкер, следующий из России в Грецию, столкнулся с катером в проливе Дарданеллы. По мнению эксперта, береговым службам слежения и водным службам контроля, по сути, не хватило времени для предотвращения аварии. Увеличение размера сбора, прежде всего, должно повысить уровень безопасности для судов различного назначения в акватории проливов, считает Безбородов.
Также есть мнение, что повышением тарифов турецкое руководство пытается стабилизировать ситуацию в экономике страны, которая переживает трудные времена. Но тут уместно напомнить, что выручка за год в результате этого решения должна вырасти с $40 млн до $200 млн. Но при ВВП Турции в размере около $815 млрд сумма получается весьма незначительная.