БАКУ, 3 авг — Sputnik. Казахстану неизбежно придется решать вопросы по диверсификации поставок нефти из-за роста добычи, рассматриваются маршруты в Китай, через Каспийское море, и морским путем в Иран, сообщил министр энергетики республики Болат Акчулаков.
"К середине 2024 года ожидается рост добычи нефти до 100 млн тонн. Поэтому нам неизбежно придется решать вопросы по наращиванию наших транспортных возможностей", - сказал Акчулаков на брифинге в Нур-Султане.
По его словам, несмотря на то, что направление по "Каспийскому трубопроводному консорциуму" (КТК) является наиболее экономически эффективным для отгрузки казахстанской нефти, растущие объемы нужно диверсифицировать и использовать иные маршруты.
"У нас есть два основных направления: на восток (Китай) и через Каспий, в случае согласия наших партнеров на покупку объемов нефти. Есть также возможности поставки морским путем в Иран, но это небольшие операции, которые исторически имели место в Казахстане", - добавил министр.
Акчулаков также отметил, что переговоры по диверсификации маршрутов поставок нефти ведутся совместно с иностранными компаниями, ведущими добычу углеводородов в стране.
"Все коллеги, компании, партнеры - мы все собираемся очень часто и обсуждаем, ведем переговоры детальные, именно на техническом уровне", - сказал министр.
Он также уточнил, почему глава государства дал поручение проработать Транскаспийский маршрут именно с привлечением партнеров по Тенгизу.
"Почему было сказано про Тенгиз, я упомянул, что к середине 2024 года мы ожидаем рост добычи нефти до 100 млн тонн в год. Это как раз за счет того, что на Тенгизе будет закончен проект будущего расширения, который даст дополнительно 12 млн тонн нефти сразу. Понятно, что этот источник и объем рассматривается как ранее не предусмотренный", - отметил он.
Ранее финансовый директор Shell Шинед Горман сообщила, что компания с партнерами работает над альтернативными маршрутами экспорта нефти из Казахстана.
В начале июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил "Казмунайгазу" проработать оптимальные варианты реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в целях диверсификации поставок казахстанской нефти.
ТМТМ - международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Частью коридора является введенная в эксплуатацию железная дорога "Баку-Тбилиси-Карс".
В настоящее время основной экспортный маршрут для казахстанской нефти - система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода - 67 млн тонн нефти в год.