Два эскиза мелом и пастелью "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, которые когда-то принадлежали голландскому королю XIX века, были выставлены на аукционе Sotheby's. Лоты были оценены в 150 тысяч долларов каждый. Цена продажи превысила ожидания.
В начале июля портреты св. Иоанна Богослова и св. Иакова, каждый из которых сидит слева от Иисуса Христа на знаменитой фреске "Тайная вечеря" в Милане, были выставлены как топовые лоты аукциона Sotheby's в Лондоне.
Авторство рисунков, выполненных в соответствии с реальным размером фигур на картине, приписывают помощнику Леонардо, Джованни Антонио Больтраффио. Этот итальянский мастер Возрождения относится к числу наиболее одаренных учеников Леонардо да Винчи.
Он сделал карьеру, привлекая покровителей и получая комиссионные, в том числе за знаменитую сцену Богородицы с младенцем под названием "Пала Касио" в 1500 году для часовни недалеко от Болоньи, которая сейчас находится в Лувре в Париже.
Выставленные на аукционе рисунки крупномасштабных портретов кисти старых мастеров считаются чрезвычайно редкими. Коллекция апостолов, изображенных в "Тайной вечере", когда-то принадлежала известному английскому художнику Томасу Лоуренсу, а также Вильгельму II, королю Нидерландов, прежде чем их разделили и передали нескольким музеям, галереям и частным лицам.
В последний раз эта пара рисунков продавалась отдельными лотами на аукционе Christie's в 2005 году. Портрет св. Иоанна был продан за 100 тысяч долларов, а св. Иакова - за 57 тысяч долларов.
С тех пор "на рынке не было ничего подобного", - цитирует слова экспертов CNN. Сейчас, на аукционе в июле стоимость продажи превзошла ожидания. Первый лот – портрет св. Иоанна Богослова ушел за рекордные 230 тысяч долларов. Результат продажи второго лота пока аукционный дом не афиширует.
История шедевра
"Тайная вечеря", написанная между 1495 и 1498 годами, стала знаковым произведением итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи изобразил Иисуса в тот напряженный момент, когда он объявляет, что один из его двенадцати учеников предаст его. Картина иллюстрирует выразительную реакцию его самых ярых последователей. Леонардо указал на виновника, Иуду, нарисовав его лицо в тени.
Знаменитая картина, которая до пандемии ежегодно привлекала сотни тысяч посетителей, находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Но из-за ухудшающегося состояния полотно подлежит постоянным усилиям по его сохранению.
Леонардо использовал экспериментальную технику сухой фрески, которая делала поверхность хрупкой и склонной к отслаиванию вскоре после ее завершения.
С тех пор она пережила многочисленные попытки реставрации на протяжении веков и была почти разрушена, когда церковь подверглась бомбардировке во время Второй мировой войны.
По данным Sotheby's, ранние копии, сделанные помощниками Леонардо, "являются ценным свидетельством того, как этот шедевр должен был выглядеть изначально", - цитируют экспертов западные медиа.