Арабский "Север-Юг": станет ли Азербайджан частью нового МТК

Стремительно укрепляющиеся отношения Ирана с арабскими странами дают основание утверждать, что проект "Железная дорога Залива" интегрируется в МТК "Север-Юг". Что это даст Азербайджану и РФ?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
После пандемии коронавируса, которая привела к частичному ограничению полетов и срыву логистических поставок в мире, многие страны пересмотрели свою транспортно-логистическую безопасность.
Роль международных транспортных коридоров после приостановки полетов начала приобретать особую значимость, и страны, не являющиеся частью каких-либо МТК, стали рассматривать варианты выхода на те или иные транспортные коридоры.
На этом фоне арабские страны Персидского залива вновь вспомнили про железнодорожный проект: еще в 2009 году Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн и Оман договорились построить совместную железнодорожную инфраструктуру, которая объединила бы между собой крупнейшие порты и города.
Осуществить идею не получилось - сначала началась "арабская весна", которая так или иначе затронула и страны Персидского залива. Затем, проект был снова на повестке в 2014 году, однако и в этот раз его пришлось отложить из-за разразившегося конфликта между Катаром и Саудовской Аравией и ОАЭ, который удалось уладить лишь в прошлом году.
И вот, понимая растущую роль наземных грузоперевозок на фоне сложной геополитической ситуации, арабские монархи решили возродить проект "Железная дорога Залива".

Дорога, объединяющая экономики шести стран

Проект получил значительный импульс в декабре 2021 года, когда лидеры шести арабских стран Персидского залива одобрили создание Управления железных дорог Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), органа, который, как ожидается, будет контролировать координацию проекта.
"Железная дорога Залива", протяженностью 2177 км, возьмет начало в Кувейте, затем пройдет через прибрежные города Джубайль и Даммам в Саудовской Аравии, а затем направится через столицу Бахрейна Манаму в Доху, столицу Катара.
Затем железнодорожная линия развернется обратно в Саудовскую Аравию и перейдет в ОАЭ, где пройдет через крупные города- Абу-Даби, Дубай и Фуджейру, прежде чем достигнет своей конечной станции в Маскате, столице Омана.
Согласно сообщению катарских СМИ, Доха готовится к строительству участка, соединяющего Катар и Саудовскую Аравию, уже завершены фундаментальные работы. По расчетам аналитиков, учитывая финансовые возможности стран Персидского залива и технологии, применяемые в регионе, власти ССАГПЗ надеются, что железная дорога будет введена в эксплуатацию к 2025 году.

Усилия Ирана превратиться в транспортный хаб

Являясь частью важного международного транспортного коридора "Север-Юг", Иран стремится увеличить свою роль транспортно-логистического хаба. В результате нормализации отношений между ИРИ и арабскими странами Персидского залива, был выстроен логистический маршрут между ОАЭ и Турцией, который проходит через Иран. Грузопотоки осуществляются из портов ОАЭ через иранский порт Шахид Раджаи и всю территорию страны, до турецкого порта Мерсин и обратно.
Между тем, Иран намерен развить и другой маршрут – "Иран-Черное море", который призван осуществлять поставки груза через Азербайджан и Грузию в Черное море и дальше в страны ЕС. Как ожидают в Иране, развитие транспортно-логистических коридоров через территорию страны усилит роль Тегерана в международных внешнеторговых отношениях.
В таком случае, ожидается, что после запуска проекта "Железная дорога Залива" Иран также проявит интерес к проекту, и, возможно, арабские страны Персидского залива в перспективе смогут подключиться к проекту "Север-Юг". Тем более, что стремительно улучшающиеся отношения Ирана с арабскими странами Залива дадут импульс интеграции ИРИ в транспортно-логистические проекты региона.

"Север-Юг" укрепит партнерство РФ и Азербайджана с арабскими странами

Продолжение МТК "Север-Юг" в направлении арабских стран Персидского залива также соответствует программе укрепления сотрудничества между странами ССАГПЗ и Россией. МТК "Север-Юг" уже начал работать для поставок российской товаров на рынки арабских стран Персидского залива. По нему поставляется техника российского производства из Астрахани в ОАЭ.
Недавно в астраханский порт Оля вернулось российское судно "Композитор Гасанов" из иранского порта Ноушехр, куда было доставлено 66 автомобилей российского производства. Далее транзитом через Иран автомобильная техника добралась до ОАЭ.
В случае, если железнодорожный проект "Железная дорога Залива" будет присоединен к МТК "Север-Юг", торговые отношения между Россией и арабскими странами Персидского залива выйдут на качественно новый уровень.
Кроме того, учитывая то, что средний маршрут проекта "Север-Юг" проходит через территорию Азербайджана, ощутимо укрепятся отношения между азербайджанскими и арабскими деловыми кругами, что позволит увеличить товарооборот между Азербайджаном и странами ССАГПЗ.
"Север-Юг", рост товарооборота и АЭС "Бушер" – о чем говорил Новак в Иране