БАКУ, 29 апр — Sputnik. В Баку сложно найти пассажира общественного транспорта, довольного его работой. Люди жалуются, что автобусы нередко опаздывают, при этом в определенные часы бывают переполнены, и все это так или иначе связано с тем, что транспорта попросту не хватает.
Бакинское транспортное агентство (БТА) объясняет проблему заторами на дорогах, однако проверка, проведенная недавно Счетной палатой, выявила совершенно иную картину. Выяснилось, что 25,4% автобусов, закупленных ООО BakuBus за счет госсредств за последние пять лет, стоят в депо неиспользованными.
Факт был обнаружен в ходе мероприятий внешнего государственного финансового контроля за финансовой деятельностью компании в период с 1 января 2019 по 1 января 2021 года.
Так, прекращение эксплуатации 198 из 303 пассажирских автобусов Iveco, находящихся на балансе ООО, произошло из-за того, что те или иные неисправности не были вовремя устранены. Вместо того, чтобы отремонтировать автобусы и решить сложившуюся ситуацию, находящиеся в рабочем состоянии запчасти в 80 из тех самых 198 непригодных к эксплуатации автобусов (40,4%) были установлены в другие автобусы.
Как сказал Sputnik Азербайджан эксперт в сфере транспорта Эльмаддин Мурадлы, выявленные в ходе проверки факты сильно подорвали доверие к общественному транспорту. Данный факт свидетельствует о халатном отношении к своей работе руководства компании, созданной государством, и в то же время - отсутствии механизмов контроля.
По словам Мурадлы, в часы пик на рейсы выпускается мало автобусов, в результате пассажиры тратят больше времени, чтобы добраться домой.
"Дошло до того, что на рейсы не выпускаются ни много ни мало - ровно 300 автобусов. А эти автобусы способны за день перевозить тысячи пассажиров. Стало известно, что многие из них в неисправном состоянии. При этом для ремонта использовались запчасти от других автобусов. Картина просто позорная", - сказал эксперт.
Ущерб от такого безответственного отношения, с одной стороны, несет госбюджет, а с другой - пассажиры. Из-за того, что автобусы простаивают в депо, люди вынуждены ездить на такси.
"Автобусы по расписанию не ходят, спрос на такси растет, что, в свою очередь, приводит к увеличению пробок на дорогах. Все взаимосвязано. И больше всего от отсутствия контроля страдают пассажиры", - отмечает Мурадлы.
В Баку завезено 2200 автобусов, была поставлена цель довести их количество до 2600, но вместо этого Bakubus держит неисправные автобусы в гаражах. И это при том, что каждый автобус за рейс может перевозить 80 пассажиров. Учитывая, что за день каждый автобус проделывает 10-12 рейсов, значит, этими автобусами можно перевозить 1600-2000 пассажиров ежедневно. А их отсутствие означает, что сотни тысяч людей вынуждены проделывать путь в 30-40 гяпиков, как минимум, за манат, сказал он.
Эксперт также отметил, что при закупке автобусов с компаниями поставщиками следует заключать договора, по которым они несли бы ответственность за техобслуживание.
После проведенного аудита в БТА завили, что все обнаруженные в ходе проводимой Счетной палатой проверки недочеты решаются с учетом полученных рекомендаций.