"Человек-амфибия": как сложилась жизнь актеров - видео

Лучший фильм о любви и океане, уникальная работа операторов под водой и рекордные просмотры! Собрали для вас самые удивительные и, главное, малоизвестные факты о фильме "Человек-амфибия".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
"Человек-амфибия" - советский художественный фильм 1961 года, поставленный на студии "Ленфильм" Чеботарёвым и Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева.
Sputnik-Азербайджан собрал самые удивительные и малоизвестные факты о съемках картины "Человек-амфибия" и о том, как сложилась судьба актеров, исполнивших главные роли.
Премьера состоялась 28 декабря 1961, а 3 января 1962 "Человек-амфибия" вышел в широкий прокат. Фантастическая история любви Ихтиандра и Гуттиэре стала лидером советского кинопроката в год выхода, собрав в кинозалах 65 миллионов зрителей.
Картина и вправду уникальный продукт того времени. Ходит легенда, что роман Беляева "Человек-амфибия" очень хотели экранизировать американцы, но поняли, что организовать подводные съемки им не по силам – слишком сложно и дорого. А вот советские кинематографисты взялись и сделали!

Интригующий сюжет фильма "Человек-Амфибия"

Фантастическая история разворачивается в Буэнос-Айресе и повествует о любви Ихтиандра (Владимир Коренев), двоякодышащего человека с лёгкими и жабрами акулы, и девушки по имени Гуттиэре (Анастасия Вертинская).
Ихтиандр - результат смелых экспериментов доктора Сальватора с пересадкой органов, он совсем не знаком с людьми и цивилизацией, так как вырос в море, а его друзья — дельфины. Хладнокровный делец Педро Зурита в исполнении Михаила Козакова решает поймать Ихтиандра и приспособить его к добыче жемчуга.
Однажды Ихтиандр спасает от акулы прекрасную девушку по имени Гуттиэре и влюбляется в нее. Эта встреча полностью меняет его жизнь. Коварный Зурита чинит козни влюбленным, им все время приходится противостоять злу. Сюжет состоит из множества интригующих линий.
В итоге добро побеждает зло, но назвать концовку хэппи-ендом нельзя. Влюбленным не суждено обрести счастье: из-за того, что Ихтиандра в тюрьме слишком долго держали в бочке с водой, его здоровье подорвано, и он больше не может находиться на суше…

Кодовое слово - глаза

Попадание на главные роли в фильм"Человек-амфибия" было сопряжено с одним очень важным условием оператора Эдуард Розовского режиссеру Владимиру Чеботареву.
Розовскому нужен был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо. Ему хотелось создать "особенный взгляд" Ихтиандра и Гуттиэре. В их глазах должны были отражаться краски двух стихий, к которым они принадлежали — земли и воды.
Со стороны режиссера также было маленькое важное условие – исполнитель должен быть новичком в кино, его до этого никто не должен знать (это ведь был фантастический мир, где живёт существо необычное, выросшее в море).
В результате на главную женскую роль выбрали 16-летнюю Настю Вертинскую (она уже была звездой после роли Ассоль в "Алых парусах"), а на роль Ихтиандра студента ГИТИСа Владимира Коренева. Оператор Розовский увидел в глазах обоих и море, и небо.
Для усиления эффекта в кадре справа и слева от пары ставились специальные лампы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, их свет просвечивал глазное дно и многократно усиливал цвет глаз.
Добавим, что на роль Педро Зуриты первоначально планировался Ефим Копелян, но в итоге его сыграл знаменитый уже тогда актер Михаил Козаков.

Неземная красавица Вертинская

Анастасия Вертинская родилась в семье легендарного человека – поэта и актёра Александра Вертинского, который в 1943 году после долгих лет эмиграции вернулся из Шанхая в СССР.
Осознание масштабов отцовской личности пришло к ней уже после его смерти.
"Мой отец - это целая эпоха, фамилия Вертинский будет жить в веках, это бриллиант в короне российской культуры", - говорила она о своем отце.
Кадр из кинофильма "Человек-амфибия". В роли Гуттиэре - Анастасия Вертинская
Сама актриса с юности имела репутацию одной из красивейших актрис советского кино. Многие коллеги отмечали при этом особое, "неземное" качество её внешности. "Это инопланетянка", "ощущение, что она соткана из какого-то абсолютно другого материала", - отзывались о ней режиссеры.
В прессе ее характеризовали как "советская актриса с антисоветской внешностью", "самая загадочная советская актриса".
Привлекательный для кинематографа образ ей придумал отец, который переодел ее из спортивных штанов в платье и заменил короткую стрижку на длинные волосы. Роль Гуттиэре стала второй в ее актерской карьере, которая, задумайтесь, началась в 15 лет.
Первой ролью была Ассоль из "Алых парусов", где ее партнером был уже известный тогда Василий Лановой. Анастасия Вертинская впоследствии неохотно рассказывала о своём "звёздном" дебюте в кино. "Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить", — вспоминала она.

Коренев вытянул счастливый билет

Актеру Владимиру Кореневу, которого выбрали на роль Ихтиандра, было всего 20 лет. Он заканчивал последний курс ГИТИСа. После выхода фильма он станет знаменитым на весь Союз и испытает на себе всю народную любовь. Пресса назовет его секс-символом страны.
У него будет еще много театральных и кинематографических ролей, но до конца жизни образ Ихтиандра так и останется его визитной карточкой.
В начале 2021 года Владимир Коренев скончался на 81-м году жизни в Москве от коронавирусной инфекции, не дожив меньше года до 60-летнего юбилея картины, которая сделала его знаменитым. Похоронили актёра в тот же день рядом с родителями на Введенском кладбище. Всю свою жизнь он прожил с единственной супругой - актрисой Аллой Константиновой.

Михаил Казаков

К моменту съемок фильма в 1961 году Михаил Козаков был уже известным актером.
Чего только стоит роль Гамлета, которую он исполнил в 1956 году в свои 22 года на сцене Театр имени В. Маяковского в Москве.
Молодого талантливого актера пригласили в "Современник". На этот период и пришлись съемки в "Человек-амфибия".

Актеры-подводники

Каждый из 25-ти членов съёмочной группы, включая актёров, после полугодового обучения, сдал экзамен на звание "лёгкого водолаза" и получил профессиональные права и водолазную книжку с допуском погружения до 40 метров глубины.
Под водой Ихтиандр плавает редким стилем "дельфин". Консультантами фильма были аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту Рэм Стукалов.
Коренев и Вертинская прошли обучение подводному плаванию в бассейне. До съёмок Вертинская совсем не умела плавать, но, пройдя обучение, по воспоминаниям съемочной группы, стала плавать даже лучше Коренева. И впоследствии даже отказалась от дублёров. А вот нырять отказывалась до последнего.

Метод "минутных кадров"

Самым сложным было придумать, как снимать актеров под водой. И такой способ придумали. Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох, после этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры.
"Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Потом я давал сигнал "стоп", и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом, мы сделали все подводные съёмки", - рассказывал про метод оператор Эдуард Розовский.

Дублер Иванов виртуозно подменял Коренева

Главный герой Коренева - человек-амфибия постоянно потрясает воображение зрителя удивительными трюками. За 20-летнего Коренева делал это дублер, чемпион по подводному спорту Анатолий Иванов. Надо заметить, что и внешне, в том числе фигурой и походкой, дублер был очень похож на Коренева.
В фильме есть сцена ареста Ихтиандра, когда на него надевают наручники, он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает его шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа. Снять было очень сложно. Эпизод снимался так. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже дублер. Под водой Иванов находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. Все это – в одном кадре.
Это был высший класс профессиональной работы подводника.

Бухта Ихтиандра превратилась в дачу Горбачева в Форосе

Съемочная группа долго искала место для съемок в Крыму. Была найдено место, которое называлось Ласпи. Эта бухта показалась им чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода, что очень важно для операторской работы под водой.
Кадр из кинофильма "Человек-амфибия"
А во-вторых, там было место, где можно поставить вольер для дельфинов, которых очень много в фильме.
Любопытно, что тогда эта бухта была совершенно диким местом. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе. Режиссер фильма вспоминал в своих интервью, что именно они нашли и открыли это место.

"Уж лучше утонуть, чем выглядеть толстой"

Большая часть картины проходит у воды и в воде. От актеров требовались определенные спортивные навыки. 16-летняя Вертинская со всем справлялась достойно: и плавала, и опускалась под воду. Но вот нырять категорически отказывалась из-за страха.
Она долго отказывалась прыгать с корабля, где держали в заточении Ихтиандра, и лишь после того, как увидела свою дублершу - довольно пышную даму, заявила: "Уж лучше я утону, чем позволю ей себя играть!" И - нырнула довольно хорошо.
Видимо, разозлилась сильно, что никого получше ей на замену не нашли...

Вертинская с акулой

В сцене нападения акулы Вертинской пришлось исполнить очень сложный трюк - не двигаясь телом, опуститься на дно. Удивительно, но актрисе удалось проделать это без дублерши.
Она долго училась стравливать воздух из легких (без этого погружение не возможно), а затем ей прикрепили металлический десятикилограммовый пояс в виде груза, чтобы достичь дна.

Служебный роман главных героев

Красивая бухта, лето, пляжные съемки, сексуальные наряды… Все это не могло не сподвигнуть наших героев на романтические отношения. Воспоминаниями об этом поделилась в свое время супруга Владимира Коренева Алла Константинова.
"В мае Володя уехал в Баку на съемки "Человек-амфибия", а я осталась в Москве. Однажды иду по улице Горького в грустных думах. Вроде мужняя жена, а одна. Встречаю Мишу Козакова, и он меня спрашивает: "Ты почему не в Баку? Смотри, Алка, там вокруг твоего Коренева уже вьются некоторые".
В Баку я прилетела очень вовремя. Выяснилось, что муж скрыл свою женитьбу от съемочной группы. Не знала об этом и молоденькая Настя Вертинская, с которой он закрутил "служебный роман". Я прихожу на съемки, а Настя Вертинская ходит в моих солнцезащитных очках.
Конечно, я закатила скандал. Он тогда очень обиделся на мою ревность, несколько дней со мной не разговаривал.
Я хотела тут же вернуться в Москву и подать на развод, но меня остановили мудрые жены коллег. Я осталась и потом поняла, что, пересилив обиду, добилась почти невозможного. Володя - ветер, который очень трудно ухватить, а я это сделала".

Коренев чуть не погиб. Дважды

Владимир Коренев не раз подвергался опасности из-за сложности работы под водой. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос случайно выпускает её из рук. Шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила ко дну Коренева, но, к счастью, всё обошлось.
Кадр из кинофильма "Человек-амфибия". В роли Бальтазара - артист Анатолий Смиранин
"Глубина в месте съемок была около 50 метров, я тогда почувствовал, как цепь неумолимо тянет вниз, а отстегнуть ее было невозможно. Меня спасло то, что в воде находился оператор, который увидев, как в кадре прошел незакрепленный конец цепи, быстро сориентировался. Он утопил камеру, но поймал конец цепи..." - вспоминал сам Владимир Коренев.
Второй экстремальный эпизод связан с историей, когда Ихтиандра прячут, привязав его к якорю. Съемки проходили на глубине 20 метров.
Есть две версии этих событий. По одной – к якорю привязали манекен, одетый "под Ихтиандра" и опустили на дно, а крупные планы актёра сняли позже.
Вторую, более экстремальную версию рассказывал в интервью режиссер. "Был один очень напряжённый момент. Обычно мы работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать. Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Володю.
После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Мотор! Начали! Коренев вырывается, всё отлично. Стоп. Снято. Подводник, который был рядом, даёт ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. В этот момент, находившийся справа от меня Рэм Стукалов, мгновенно реагирует и отдает свой акваланг Володе. Коренев даже не понял, что произошло.
А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Володе мы тогда ничего не говорили. Боялись, что кураж пропадёт. Рассказали только после окончания съёмок".

10 тысяч чешуек и немецкие ласты

Для костюма Ихтиандра взяли ткань, из которой шили плотные женские колготки. Для изготовления чешуек использовали старую белую киноплёнку, из которой было вырублено 10 000 штук.
Кадр из фильма "Человек-амфибия". Ленинградская киностудия "Ленфильм", 1961 год
Чешуйки нашивались по одной, хватило их на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской и вручную нашиты на комбинезоны.
Также, по совету профессиональных подводников, выписали из Германии специальные ласты. Которые позволяли Ихтиандру и дублерам развивать под водой скорость в два раза быстрее, чем советские аналоги.

Белые костюмы Коренева и наряды Вертинской от Dior

Создавая наряды для Гуттиэре, художники и костюмеры вдохновлялись летними коллекциями Dior. Платья героини Вертинской были "из другого мира". Многие советские модницы активно шили себе копии ее нарядов из фильма.
Тоже самое происходило и вокруг образа главного героя. Миллионы юношей стали подражать сногсшибательному Ихтиандру: в моду у стиляг вошли белые брюки и длинные волосы.
У фильма нашлись критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье. Тем не менее, после получения престижной премии в Триесте на Международном фестивале фантастического кино, голоса критиков притихли, а актерам простили все – и наряды, и "несоветский внешний вид".

Баку в кадре фильма "Человек-амфибия"

Все подводные съемки проходили в Крыму, в бухте Ласпи, что в 40 км от Ялты. А вот роль Буэнос-Айреса "исполнил" Баку. Здесь, в районе Ичеришехер снимали сцены заграничного портового города.
Старые кварталы древней части Баку стали далеким латиноамериканским городом, режиссеры вывесили возле одного из зданий логотип Philips, еще больше приблизив азербайджанский ландшафт к заграничному.
Любопытно, что в этом же районе позже снимут сцены другого заграничного города – Стамбула для фильма "Бриллиантовая рука".

Эй, моряк, ты слишком долго плавал…

Успех фильму обеспечил и музыкальный ряд, написанный мало кому тогда известным Андреем Петровым. "Человек-амфибия" дал путёвку в жизнь этому замечательному композитору.
В фильм он попал случайно. Дело в том, что сначала был другой известный композитор. Когда он прислал несколько кассет режиссеру фильма, тот понял, что с такой музыкой фильму конец. В этой музыке не было той романтики, которая требовалась.
И тогда режиссер обратился к малоизвестному тогда ленинградцу Андрею Петрову. "Я привёз его в Баку, показал материал, и через десять дней он прислал две кассеты потрясающей музыки и основную музыкальную тему фильма".
Напомним, что позже Петров станет автором музыки и песен к таким фильмам как "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Служебный роман", "Жестокий романс", "О бедном гусаре замолвите слово" и многим другим шедеврам советского кинематографа.

Злодей Зурита-Козаков стучал в КГБ

В годы, когда снимался фильм, Михаил Козаков работал на КГБ СССР. В этом он сам признался в автобиографической книге "Третий звонок". Актёра завербовали в 1956 году "для помощи в борьбе с внешним врагом - американским империализмом".
Кадр из кинофильма "Человек-амфибия". В роли Зуриты, владельца шхуны - артист Михаил Козаков.
За время работы на спецслужбу актер не смог выполнить задание, которое ему дали – соблазнить американскую журналистку. После этого "провального" задания его больше ничем не нагружали. Когда актера спрашивали, зачем он совершил такую публичную исповедь, он отвечал так: "Я не мог больше это носить в себе. Меня съедали эти мои поступки сорок лет. Я признался и мне стало легче".

От голода спасала слава фильма

В 90-е годы актер Михаил Козаков, сыгравший злодея Зурита, был на грани выживания. У него родился сын, и нужно было кормить семью, при этом работы не было, а в магазинах не было продуктов. Спасала актера узнаваемая внешность. Но в итоге ему все-таки пришлось уехать в Израиль.
Вот как он сам вспоминал об этом в своих мемуарах: "Да, я струсил. Мишка родился, семья огромная, работы нет, телефон молчит... Я признаюсь: я был членом "колбасной эмиграции". Это все выразилось в моей фразе, над которой все смеялись, что я "не могу найти детского питания для сына". Но ведь это была чистая правда. Я шел к директору магазина, здесь, на Пятницкой, говорил: "Вы не узнаете меня, я в "Человеке-амфибии" играл?". И он говорил продавщице: "Дуня, отпусти товар". Я, как вор, уходил с венгерским питанием. Мне надоело унижение".

Гуттиэре осталась одна

Анастасия Вертинская сделала прекрасную карьеру в кино. И в жизни тоже. Если в кино режиссеры, в основном, эксплуатировали ее красоту, то в жизни Вертинская выступила сама как режиссер. За плечами у нее множество романов.
Но уже в 30 лет она поняла, что с ее характером "очень трудно с кем-то ужиться, я люблю полную свободу", — говорила она.
В другом интервью, отвечая корреспонденту, упомянувшему четырёх её "гениальных супругов", Вертинская заявила: "Постойте! У меня был всего один муж — Никита Михалков. Конечно, случались романы, но это — не мои мужья. Я даже не считаю, что у меня были гражданские браки. Самым "долговечным" человеком в моей жизни был Олег Ефремов".
При этом она отмечала: "Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла".