Как известно, 24 декабря этого года в Ливии должны были произойти общенациональные выборы, где намечалось выбрать нового руководителя это североафриканского государства.
Проведение выборов было приурочено к 70-й годовщине независимости Ливии. Впервые после убийства в 2011 году многолетнего лидера страны Муаммара Каддафи наконец было решено провести выборы и узнать волеизъявление ливийского народа.
Однако в стране перед намеченными выборами начались волнения, где различные политические группировки выясняли отношения, а также выражали недовольство организацией временным Правительством народного единства (ПНЕ) ожидаемого плебисцита. В стране и за ее пределами рассуждали о том, что ПНЕ вряд ли сможет провести выборы в намеченный срок и, скорее всего, дату перенесут.
Эксперты, предрекающие перенос даты выборов, не ошиблись: 22 декабря стало известно, что выборы перенесли на более позднюю дату. Об этом официально объявила Высшая избирательная комиссия, указав на то, что выборы переносятся на месяц, то есть на 24 января.
Как относиться к этой новости? Конечно же, простые ливийские граждане, уставшие от хаоса, уже достаточное время господствующего в стране, в целом желали, чтобы выборы произошли как можно раньше, и помогли установлению порядка и стабильности. Их желание понятно, но не все так просто.
Думается, что решение о переносе выборов было принято правильно. В стране сложилась такая напряженная предвыборная ситуация, что провести выборы в назначенный срок было бы верхом легкомыслия.
Сегодня как реальность надо воспринимать тот факт, что Ливия не контролируется единым центром и в стране начитывается около сотни группировок, которые в той или иной части государства контролируют обстановку.
Совсем недавно, а именно в ночь на 16 декабря, ряд этих групп пытался взять под контроль районы, где расположены правительственные резиденции. Тогда напряженную ситуацию удалось погасить, но зримо ощущалось, что возможны новые провокации, и притом более серьезного масштаба.
В такой ситуации, когда отсутствует фундаментальная подготовка к выборам и ПНЕ не может обеспечить безопасность на избирательных участках, проведение выборов, несомненно, привело бы к дальнейшей эскалации напряжения.
Принявшие решение о переносе выборов также прекрасно понимали, что если даже они каким-то чудом сумели бы их провести, то противостоящие политические группировки, поддерживаемые своими боевыми отрядами, в любом случае не признали бы результаты волеизъявления граждан в разных регионах страны.
Без хотя бы временного согласия противоборствующих группировок провести выборы в Ливии будет крайне тяжело, а то и невозможно.
Отметим, что за день до объявления о переносе выборов в Бенгази была проведена встреча претендентов на президентский пост. В саммите в числе других кандидатов приняли участие ключевые фигуры в стране – фельдмаршал Халифа Хафтар, бывший член Президентского совета Ахмед Майтыг, экс-глава МВД Фатхи Али Башага.
Официально было объявлено, что они договорились решить проблемы, которыми сталкивается Ливия. Думается, что стороны пришли к единому мнению об обеспечении безопасности на избирательных участках и, скорее всего, дали согласие учитывать не только свои устремления, но и в какой-то мере интересы относительно меньших группировок, действующих в стране.
Перенос выборов не только даст возможность ПНЕ и Верховной избирательной комиссии более качественно подготовиться к выборам, но также создаст условия для более четких договоренностей между наиболее крупными политическими группировками Ливии.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выражал надежду, что выборы пройдут 24 декабря, но, по всей видимости, ООН не остается ничего другого, как согласиться с переносом даты голосования. Ведь одними резолюциями на международных саммитах по этому вопросу и вояжами представителей ООН по Ливии вопрос решить невозможно. Главную роль здесь играет пусть и временное, но согласие противоборствующих в стране группировок.
Не исключено, что и 24 января будущего года выборы будут вновь перенесены: очевидно, они произойдут только тогда, когда различные политические группировки и поддерживающие их военные формирования, хоть на короткое время придут к единству и благодаря этому будет обеспечена безопасность если и не на всех абсолютно избирательных участках, но в подавляющем их большинстве.
Без этого согласия выборы только послужат дальнейшему витку насилия в стране.