Россия 18 декабря 2021 года официально прекратит исполнять обязательства по Договору по открытому небу.
Договор по открытому небу был подписан в Хельсинки 24 марта 1992 года представителями 27 стран - членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (европейские государства, а также США и Канада).
Документ вступил в силу 1 января 2002 г. после ратификации 20 странами. Россия ратифицировала Treaty on Open Skies 26 мая 2001 года.
Данное соглашение легло в основу архитектуры международной безопасности и укрепления доверия в Европе после холодной войны. Treaty on Open Skies выстраивал меры доверия между более чем тремя десятками государств Восточного и Западного полушарий.
США вышли из Договора по открытому небу в ноябре 2020-го. Вашингтон официально объяснил свое решение тем, что Москва якобы нарушала ряд его положений. Кремль все претензии отверг, назвав их голословными: Россия во многом шла навстречу США, чтобы сохранить существующие договоренности.
15 января 2021 года процедуры по выходу из договора начала Российская Федерация. А 7 июня российский лидер Владимир Путин подписал закон о денонсации Договора по открытому небу.
Что осталось от архитектуры безопасности
Действия США привели к тому, что на сегодняшний день весь каркас архитектуры безопасности держится на единственном действующем между РФ и США Договоре о стратегических наступательных вооружениях, который в январе сторонам удалось продлить на пять лет буквально за несколько дней до истечения срока его действия.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны перестал действовать после выхода из него США в 2002 году. Он разрешал СССР (России) и США создавать лишь по одному небольшому району ПРО, радиусом до 150 километров, не более чем в 100 пусковых установок противоракет.
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) перестал действовать в 2019 году. Согласно ему, США и СССР обязались уничтожить все свои ракеты средней (1000-5500 километров) и меньшей (500–1000 километров) дальности.
Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) также уже не действует. В нем восточный и западный блоки договорились сократить объем размещенных в Европе вооружений, сохранив при этом баланс сил. Договор также предусматривал взаимный контроль за его исполнением. После завершения Холодной войны и вступления части стран восточного блока в НАТО Договор был обновлен, но ни одна из стран Альянса так его и не ратифицировала.
Все эти договоры прекратили свое действие по инициативе США.
Новое уравнение безопасности
На фоне практически полностью разрушенной системы контроля над вооружениями РФ и США пытаются договориться о "новом уравнении безопасности".
По мнению Москвы, оно представляет собой комплекс факторов, выстраивающихся в один ряд в той или иной зависимости друг от друга. РФ считает необходимым обсуждать с США все без исключения виды вооружений, влияющие на стратегическую стабильность, как ядерные, так и неядерные, как оборонительные, так и наступательные, а также перспективы появления американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, "накачивание" США космического пространства вооружениями, американские разработки в сфере гиперзвукового оружия и системы в обычном оснащении, которые могут решать стратегические задачи.
Предполагается, что страны должны успеть договориться до истечения срока действия продленного ДСНВ, который истекает в 2026 году, а новое продление этого договора невозможно, потому что не предусмотрено самим соглашением.
В настоящий момент переговоры о стратегической стабильности ведут РФ и США, но не исключено, что в будущем к ним смогут присоединиться и другие страны. Москва настаивает на подключении в первую очередь Великобритании и Франции, а США - Китая, ядерный арсенал которого несравнимо меньше, чем у двух крупнейших ядерных держав.
Но в последнее время Россию беспокоят не только новейшие разработки США, но и конкретные действия Вашингтона и его союзников вблизи российских границ.
В настоящий момент переговоры о стратегической стабильности ведут РФ и США, но не исключено, что в будущем к ним смогут присоединиться и другие страны. Москва настаивает на подключении в первую очередь Великобритании и Франции, а США - Китая, ядерный арсенал которого несравнимо меньше, чем у двух крупнейших ядерных держав.
Но в последнее время Россию беспокоят не только новейшие разработки США, но и конкретные действия Вашингтона и его союзников вблизи российских границ.
Участившиеся провокации в Черном море, пролеты военных самолетов у границ России, приближение к ним инфраструктуры НАТО и втягивание Грузии и Украины в альянс, вынудили Россию потребовать от Америки и ее европейских союзников гарантий безопасности.
Причем, по мнению Москвы, это должны быть не просто обещания, которым РФ уже перестала верить, а юридически обязывающий документ. Его параметры, а также формат будущего обсуждения с западными странами сейчас прорабатывается. Ожидается, что в ближайшее время Москва официально представит свои предложения.
В Москве предупредили, что, если США и НАТО откажутся их обсуждать, ситуация грозит новым ракетным кризисом в Европе, аналогичным "карибскому", который в 1962 году поставил мир на грань ядерной войны.
В Москве предупредили, что, если США и НАТО откажутся их обсуждать, ситуация грозит новым ракетным кризисом в Европе, аналогичным "карибскому", который в 1962 году поставил мир на грань ядерной войны.