Всемирно известный скрипач, дирижер Дмитрий Ситковецкий, родом из Баку, спустя многие годы прилетел на родину. Он не только дал мастер-класс для студентов Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, но и еще выступил на юбилейном концерте высшего учебного заведения. Будучи в Баку, Ситковецкий прогулялся по городу, встретился со старыми знакомыми и даже нашел могилу своего знаменитого дедушки. Своими впечатлениями от поездки на родину скрипач поделился в интервью Sputnik Азербайджан.
- Вы давно не были в Баку, насколько изменился город?
- Внешне Баку очень изменился, потому что построена масса новых зданий. Каждое из них красиво по-своему. Самое главное для меня то, что я опять почувствовал тепло бакинцев, которое помню еще с детства.
Я родился в Баку, но вырос в Москве. Каждый раз приезжал в Азербайджан к своим бабушке и дедушке. До сих пор помню наши прогулки по Бакинскому бульвару, посещение Театра оперы и балета, рядом с которым они жили. Воспоминаний очень много. В Баку меня приняли тепло, сердечно. По-другому и быть не может, так как в этом городе живут очень добрые и отзывчивые люди.
- В Баку кто-то остался из ваших родственников?
- Нет никого. Все давно уехали. Последний раз я был в Баку вместе с мамой в 2001 году. Уже тогда никого не осталось. Мы даже не смогли найти могилу маминого отца – моего дедушки Михаила Наумовича Давидовича. Он был замечательным хирургом, заслуженным врачом Азербайджанской ССР. Когда дедушка скончался, весь город его провожал. Ему даже не было 60 лет. Когда я прилетел в Баку, то одной из моих главных задач было найти его могилу. Мне это удалось. Это имело большое значение для меня и моей семьи - мамы и тети. Первый раз я час ходил по кладбищу, но не смог найти, а спустя несколько дней вновь туда отправился. Найти могилу дедушки мне помог мужчина, который там работал.
Могила деда Дмитрия Ситковецкого Михаила Наумовича Давидовича
© Photo : Courtesy of Dmitriy Sitkovetskiy
Также в Баку я первые увидел роддом, в котором родился. Он находится в поселке Баил. Мы ехали с Фуадом Ибрагимовым и случайно увидели больницу. Мне было очень приятно.
- Почему столько лет не приезжали на родину? Не приглашали?
- Да, не приглашали. Мне не поступали предложения из Баку. Связь потерялась.
- Как оценили молодых коллег во время мастер-класса в БМА?
- В Баку живут музыкальные, поющие люди, но потерялась связь с большой классической музыкой, которая существует и продвинулась вперёд. Если не идти вперёд, если себя не обновлять, если не ездить и не учиться на Западе, то ничего не будут развиваться. В Москве тоже, к сожалению, педагогов не осталось. В то время, когда я учился в московской консерватории, там были лучшие учителя. В те времена Узеир Гаджибейли приглашал в Азербайджан лучших музыкантов, чтобы они обучали азербайджанских коллег. Вообще в XX веке была замечательная музыкальная атмосфера. За эти годы все изменилось, но надежда есть.
Одним из талантливых азербайджанцев является, к примеру, Фуад Ибрагимов. Я познакомился с ним в 1998 или 1999 году, когда приезжал в Баку. Тогда он был альтистом. Фуад спросил у меня, где ему учиться, и я посоветовал ему ехать в Берлин. Благодаря стипендии от государства он отправился в Германию и обучался там. Фуад очень талантливый, блестящий дирижер. После обучения он вернулся в Баку, также гастролирует по разным странам.
Нужно хотя бы частично пытаться вернуть те золотые годы. Сейчас у Бакинской музыкальной академии очень мало связей. В нашем деле надо постоянно работать над собой и идти вперед. Будучи в Баку, я встречался с министром культуры Анаром Керимовым, и сказал ему, что этот город для меня очень важен. К тому же у меня есть хорошие связи, много знакомых, и я готов помочь наладить с ними контакт.
Дмитрий Ситковечкий на встрече с министром культуры Анаром Керимовым
© Photo : Courtesy of Dmitriy Sitkovetskiy
Насчет мастер-класса могу сказать, что ребята были очень талантливые. Я получил удовольствие от работы с ними. Они все слушали очень внимательно, но, как и во многих местах, уровень образования довольно-таки низкий. Во время мастер-класса задавал им разные вопросы, к примеру, знают ли они эту или другую мелодию. К сожалению, ответа никто не знал. Это не только в Баку так, но и в других странах также. Это беда современного поколения. Они живут в век информации и очень мало что знают.
- В Баку вам поступили еще какие-то предложения?
- Да. И сейчас продолжаю общаться по интернету с министром культуры и Фархадом Бадалбейли.
- Каково было спустя многие годы выступить на родной сцене?
- В 1998 году я приезжал в Баку вместе с мамой, мы вместе выступали с концертом. А потом спустя год мы вместе с Фархадом Бадалбейли организовали фестиваль при поддержке министра культуры, которым тогда был Полад Бюльбюльоглы. Он также мой старый друг.
Дмитрий Ситковецкий и Фархад Бадалбейи
© Photo : Courtesy of Dmitriy Sitkovetskiy
В этот же раз я принял участие в юбилейном концерте БМА в Филармонии. Публика меня встретила очень тепло, как родного человека. На юбилее я рассказал, как мне дорог этот город, как нашел могилу своего дедушки. Потом за кулисами зрители подходили ко мне, выражали благодарность, вспоминали моих родственников. Мне бы очень хотелось что-то полезное сделать для Баку и БМА.
- Часто ли исполняете за рубежом азербайджанские композиции?
- Да. В основном исполняю произведения Гара Гараева. Он был близок с моей семьей. К сожалению, мне не довелось познакомиться с ним. У него замечательная музыка. Третью симфонию Гара Гараева я исполнял во многих местах. Я также дирижировал произведение Фирангиз Ализаде в Лондоне. Мы с ней познакомились в Берлине. Я очень высоко ее ценю как композитора. В 2013 году я сделал особый концерт в швейцарском городе Вербье, где также исполнил произведение Фирангиз Ализаде "Габильсаягы". В Азербайджане много талантливых композиторов, и музыка каждого из них прекрасна.
- Почему именно в Лондоне решили жить?
- Лондон – центр мировой культуры. Я всегда жил в больших городах. В основном живу на двух континентах - Европе и Америке. Лондон чем-то похож на Америку, поэтому решил жить там. К тому же, у нас тут много знакомых, моя дочка тут родилась.
- Вы происходите из известной музыкальной семьи, но при этом были против того, чтобы ваша дочь выбрала музыкальную карьеру. Почему?
- Да, не хотел. Наша профессия находится в кризисе. Сейчас к ней совсем другой интерес, чем был раньше. Наше искусство требует внимания и времени, а сейчас время соцсетей и тик-токов. Она пошла против воли отца, и я просто не мог ей больше противиться, так как у нее на самом деле красивый голос. Сейчас она страдает, так как оперные спектакли из-за пандемии отменяются, все заново закрываются.
Дмитрий Ситковецкий
© Photo : Courtesy of Dmitriy Sitkovetskiy
- Сейчас гордитесь своей дочкой?
- Да, я горжусь ею, но, что будет дальше, неизвестно. Я буду помогать ей всем, чем смогу. Когда все было закрыто из-за пандемии, я переживал за нее больше, чем за себя, потому что я уже счет потерял своим выступлениям. Я переживу, если больше не буду выходить на сцену, но для нее это трагедия, так как она делает еще первые шаги. Надеюсь, что в ближайшем будущем у меня будет возможность прилететь в Баку вместе с супругой и дочкой. Может даже она выступит на бакинской сцене, и все увидят, насколько она талантлива.