Проблема взаимоотношений КНДР и Южной Кореи долгое время остается одним из неразрешенных вопросов, который живо интересует мировое сообщество. После раздела Кореи на два государства были времена обострения противоречий, но были и моменты, когда казалось, что стороны находятся совсем близко от компромиссных решений, удовлетворяющих как Пхеньян, так и Сеул.
Последний раз позитивный настрой между двумя корейскими государствами наблюдался летом 2018 года, когда мировые СМИ распространили информацию о том, что примирение КНДР и Южной Кореи вот-вот наступит. Это не было пустословием, а имело довольно обнадеживающую основу: в 2018 году между этими странами произошли три саммита и был подписан целый ряд документов, что вселило оптимизм в мировую общественность.
Но и тогда, несмотря на довольно благодушные отношения Пхеньяна и Сеула, дотошные эксперты отмечали, что подписанные документы по содержанию далеки от конкретики. Тем не менее, многие надеялись, что начало положено и взаимоотношения двух корейских государств идут к улучшению.
Однако, надежды не оправдались. Отношения между КНДР и Южной Кореей вновь стали весьма напряженными. В том, что сотрудничество не получилось, виноваты обе стороны, хотя понятно, что Сеул обвиняет в этом Пхеньян, а тот, в свою очередь, возлагает вину на Южную Корею.
Пхеньян, идя на улучшение отношений с Сеулом, надеялся, что в короткое время несколько выправит свое экономическое положение, а также на то, что в Южной Корее прекратят жестко критиковать политику КНДР. Ни того, ни другого не произошло. Со стороны Южной Кореи бывшие граждане КНДР запускали воздушные змеи, на которых были лозунги против режима Ким Чен Ына. Вдобавок Сеул не торопился реализовывать экономические договорённости между двумя странами, что раздражало руководство КНДР. В конце концов Пхеньян решительно прервал контакты с Сеулом и на данный момент можно говорить, что их попросту нет.
Сеул и после разрыва временами обращался к Пхеньяну с предложениями о сотрудничестве в различных направлениях, но КНДР эти предложения игнорирует. Можно обвинить в разрушении надежды на примирение двух корейских государств КНДР, но это не так. У Пхеньяна есть довольно существенные причины для игнорирования Сеула.
Еще раз укажу на то, что для КНДР первостепенное значение в отношениях с Югом имеет экономическая поддержка и материальная помощь. А Сеул при внесении предложений о сотрудничестве ограничивается общими фразами. Скажем, Юг предлагает Северу совместное участие в высадке лесов или в участии в спортивных мероприятиях, но при этом ни слова об экономическом взаимодействии и помощи в этом вопросе.
КНДР игнорирует такого рода инициативы Юга, и этим четко дает понять Сеулу, что ему нужно не перманентное сближение, не декоративное стремление к примирению, а четкие экономические предложения и сроки их выполнения. Только в этом случае Пхеньян пойдет на контакты и можно будет надеяться, что процесс примирения двух корейских государств получит живительный импульс.
Однако именно конкретики Сеул тщательно избегает. Нет, нельзя сказать, что Югу безразлично улучшение отношений с Севером. Справедливости ради, надо отметить, что президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и его команда действительно стремятся к налаживанию добрососедских отношений с КНДР. Так в чем же дело? Почему Сеул так медлителен и крайне нерешителен?
Объясняется все довольно просто: администрация Мун Чжэ Ина в своей политике в отношении КНДР вынуждена учитывать позицию своего сюзерена, а именно - США.
Как бы Юг не хотел улучшения отношений с Севером, все же для Сеула приоритетом является благосклонность Вашингтона. Ныне на берегах Потомака превалируют сторонники жесткой линии против Северной Кореи. Именно этим объясняется нерешительность Сеула и отсутствие конкретики, когда он выдвигает новые инициативы сотрудничества с Пхеньяном. Южане могут себе позволить конкретику только после одобрения Вашингтона, а тот с этим явно не спешит. США в настоящий момент выступают за проведение в жизнь санкций, которые были приняты в 2016-2017 годы Советом безопасности ООН: они фактически делают невозможным ведение международной экономической деятельности Пхеньяном.
Поэтому Сеул не может предлагать конкретные экономические предложения Северу и ограничивается инициативами расплывчатого характера о совместном участии в тех или иных проектах. Но Пхеньян такого вида сотрудничество не принимает и потому игнорирует Сеул. Отмечу, что позиции США, КНДР и Южной Кореи вряд ли в ближайшем будущем изменятся, и поэтому можно со всей очевидностью отметить, что примирение двух корейских государств отложено, притом на неопределенное время.