Любила ли Титина полеты, как любил их Умберто Нобеле? Нет, не любила. Но разлука с хозяином ей казалась еще хуже. А потому, будучи отважным по характеру маленьким терьером, смело устремлялась в очередной, построенный хозяином дирижабль.
Нобеле даже стал суеверным: если Титина бежит на борт бодро – значит, полет пройдет с успехом. Если же собака капризничала и отказывалась, Нобиле считал это дурным знаком и полет отменял.
К примеру, на борт гондолы "Норвегия" песик вступил бодро и полет к Северному полюсу прошел как по маслу. Совсем иначе сложилась судьба дирижабля "Италия", он разбился во льдах Арктики и погубил половину экипажа. Так вот на борт этой самой "Италии" Титина категорически не хотела идти, и Нобелю пришлось буквально заносить собачку на руках.
Из грязи – в боссы
Итальянец Умберто Нобиле прославился как строитель дирижаблей и исследователь Арктики. А еще как человек, вообще никогда не расстававшийся со своей собакой Титиной.
На работе, в полетах, во время встреч с президентами и министрами, на парадах и в конструкторском бюро, в счастливые и трагические моменты собака всегда была со своим хозяином. Для Нобиле было немыслимо фотографироваться без нее. Биография Титины как талисмана Нобиле даже была опубликована в New York Times.
До встречи с Нобиле, Титина, как и многие бездомные собаки, бродила в поисках пропитания по улицам Рима. Но однажды вечером один служащий, который работал на военном авиационном заводе Чампино (Италия), увидел ее совсем измученную, пожалел и принес на завод.
Будучи сообразительной собакой, Титина не захотела жить во дворе завода вместе с другими дворняжками. Она метила выше, на директора этого завода Умберто Нобиле, известного инженера-проектировщика передовых дирижаблей, который также был незаурядным человеком и обожал собак. Каждое утро, на рассвете, Титина направлялась под окно спальни своего будущего хозяина и начинала лаять. Все это продолжалось до тех пор, пока семья Умберто Нобиле не взяла собаку к себе домой.
Собака "босса"
Титина ощущала себя собакой босса. Она первой запрыгивала в машину, когда Нобиле направлялся на работу на завод, чтобы контролировать сборку и опытные полеты своих дирижаблей; она первой поднималась в дирижабли, которые были спроектированы ее хозяином; она первой запрыгнула на борт "Норвегии", когда 10 апреля 1926 года экспедиция отправилась на Северный полюс.
Конечно, Титина принимала участия в полетах не от того, что очень любила летать, а просто потому, что она раз и навсегда приняла решение быть всегда и везде вместе со своим хозяином.
Во время перелетов она сворачивалась клубочком в углу и все время спала. Во время экспедиции дирижабля "Норвегия" она проспала в общей сложности 71 час с момента старта и до прибытия. Даже всеобщее ликование на борту дирижабля по поводу радостного события в истории человечества, достижения Северного полюса, не вывело ее из глубокого сна, в который она погрузилась.
Возможно, этот некий тип летаргического сна был следствием защиты организма от тошноты и головной боли на высоте.
После этого полета популярность Титины была так велика, что американцы предложили Нобиле привезти песика в Америку и за деньги показывать публике, стоимость билета составляла бы доллар за то, чтобы посмотреть на нее и погладить.
Нобиле категорически отказался: "Моя Титина – это не игрушка!".
По иронии судьбы, Титина по-своему "отомстила" американцам: во время визита в Белый дом со своим хозяином она наделала лужу на ковре кабинета, совершенно разоружив тем самым весь дипломатический корпус. На следующий день об этом случае написали во всех американских газетах.
Тем же, кто отказывал Титине в посещении, приходилось совсем не сладко. Был случай, когда служащие театра Метрополитан предложили Нобиле убрать собаку, на что генерал отреагировал резко и сам покинул зал. На следующий день все газеты подвергли жесткой критике дирекцию Метрополитен-оперы.
А во время визита в Японию Титину не разрешили принести во дворец императора Хироико, что также вызвало волну "хейта". В Японии собачку называли не иначе как Титина-сан (госпожа Титина), так как она стала символом местного Приюта для бездомных собак, а след ее лапы разместился на гербе этого заведения.
Полет-катастрофа
Самым трагическим и страшным моментом в отношениях Титины и Нобиле стал второй поход на Северный Полюс, который закончился катастрофой дирижабля "Италия".
Нобиле полностью доверял интуиции своей любимицы, и отправлялся в полёты только тогда, когда собачка первой запрыгивала в гондолу дирижабля. Но перед последним рейсом собака сопротивлялась, и Нобиле внёс её на руках. Дирижабль "Италия" разбился на подлёте к Северному полюсу.
Десять человек были выброшены из кабины, другие шестеро пропали без вести. Нобиле был тяжело ранен. При этом, собачка не пострадала. Во время падения Нобиле прижал к себе Титину, а Джузеппе Бьяджи, радиоинженер, прижал к себе радиоприемник, который стал их спасением. Каждый прижимал к себе наиболее ценную для себя вещь.
Оставшиеся в живых около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием "красная палатка".
Среди выживших - лейтенант Адальберто Мариано, инженер Феличе Трояни, чехословацкий физик Франческо Бехунек, лейтенант Альфредо Вильери и оператор-радиотелеграф Джузеппе Бьяджи практически не пострадали. Шведский метеоролог Финн Мальмгрен ранен в правую руку и находится в состоянии глубокого прострации настолько, что хочет покончить с собой; капитан-лейтенант Филиппо Заппи ранен в лицо и в ребро, но уже встал на ноги; главный инженер Натале Чечони сломал ногу, а генерал Нобиле сломал руку и правую ногу.
Зато маленькая Титина счастливо бегала туда-сюда по льду, радуясь, что наконец-то оказалась на свободе, а не в воздухе. Осознав масштаб катастрофы, все выжившие члены команды приходят в ужас. Генерал, думая о смерти, доверил свою собаку своему сотруднику Трояни, заставив его дать обещание, что ни при каких условиях он Титину не съест.
В своих воспоминаниях Нобиле дословно приводит разговор: "Трояни, что у тебя на лбу? – Ничего, всего лишь царапина. - Пообещай мне, что не будешь есть Титину. - Обещаю…". Инженер пообещал, но как позже признавался "с тенью тайного сомнения".
Выжившие
Врагами выживших стали холод, голод и бесконечный страх за будущее. Титина же научилась прекрасно справляться с холодом. Она защищала свой организм от холода веселым бегом вокруг палатки. Даже когда температура была ниже 30.
Совсем скоро собаке выпадет роль спасителя. Когда в лагерь забрел полюбопытствовать белый медведь, Титина с дерзкой смелостью выскочила из палатки и погнала зверя прочь. Бедный медведь, который никогда в своей жизни не видел такое маленькое и прыгучее создание, бросится наутек.
Через три дня зверь будет застрелен найденным на льду выпавшим из дирижабля "кольтом", и 200 кг мяса окончательно избавят людей от кошмара голода, а Титину от кошмара быть съеденной.
Нобиле вспоминал: "она совсем не была "лишним ртом" и довольствовалась совсем малым, только лишь грызла остатки медвежьей кости и питалась остатками моей порции мяса, которую я тщательно раскладывал для нее на дне моего ботинка".
Собака стала психологическим спасением для людей, доведенных до крайности, находящихся в тяжелейших условиях выживания, позже это назовут pet terapy — терапия при помощи животных. Титина действовала как мостик между выживанием во льдах и тем далеким миром, который, казалось, потерян навсегда: родной дом, семья, повседневная жизнь.
Маленький зверек помогал потерпевшим не терять надежду, воссоздавая повседневную домашнюю семейную обстановку, которая была далеко от них, и побуждал сопротивляться обстоятельствам.
Спасение пленников "красной палатки"
Для спасения потерпевших крушение в разных странах было организовано несколько экспедиций. В надежде быть замеченными с неба, пленники Арктики нанесли на свою палатку красные полосы, использовав вытекший из баллонов дирижабля краситель. 22 июня маленький самолет, пилотируемый Эйнаром Лундборгом, приземлился возле "красной палатки".
Самолет мог взять на борт только одного пассажира и Лундборг настоял, что этим человеком должен быть командир, полагая, что он мог бы лучше справиться с организацией экспедиции спасения тех, кто все еще оставался на льдине. После длительных колебаний, переговорив со всей командой, Нобиле принял решение сесть в самолет. Титина тоже пристроилась в кабине самолета, готовая к большому путешествию.
Позже современники осудят Нобиле, ведь капитан должен покидать корабль, пусть и улетевший, последним…
Для спасения пленников "красной палатки" организуют много экспедиций. Но главную роль суждено будет сыграть миссии ледокола "Красин", который советские власти отправят на помощь по просьбе итальянского правительства.
Сначала "Красин" подбирает Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, ушедших из лагеря вместе с Финном Мальмгреном. Пара представляет собой подозрительное зрелище. Цаппи бодр, сыт и укутан в несколько слоёв одежды, Мариано измождён и полураздет. Позднее обмороженную и поражённую гангреной ногу пришлось ампутировать.
Версия о том, что третий участник Мальмгрен, по их словам, погиб ещё месяц назад, якобы завещав итальянцам всю свою тёплую одежду, не покажется убедительной. Цаппи еще долго будут подозревать в каннибализме. Последние уцелевшие участники экспедиции были приняты на борт советского ледокола "Красин" 12 июля.
Операция по спасению экипажа "Италии" была завершена. За неполные два месяца в ней приняли участие шесть стран, 18 кораблей, 21 самолёт и полторы тысячи человек.
Судьба Нобеле
После трагедии генерал подвергся травле. На родине руководство правящей партии встретило Нобиле без энтузиазма. Итальянская государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Его винили в том, что он бросил спутников на льдине, да и в катастрофе в целом.
Половина экипажа погибла, погиб и вылетевший на их спасение легендарный норвежец, исследователь Арктики Руаль Амундсен. Исчезновение Амундсена стало для Норвегии трагедией национального масштаба. Члены экипажа "Красина" вспоминали, что, когда ледокол шёл вдоль норвежских берегов, местные жители кричали им: "Спасите нашего Амундсена!" Норвежцы до сих пор не простили итальянцу Нобеле его смерть.
Нобиле впал в немилость и предпочёл уволиться из Военно-воздушных сил. Год спустя он принимает предложение от советских властей возглавить экспериментальное производство дирижаблей и весной 1932 года с единомышленниками, одним из которых был его товарищ по "Италии" Феличе Трояни, уезжает в СССР.
Конечно же Титина тоже едет в Москву с ним. За неполные пять лет, которые Нобиле провёл в Союзе, он организовал производство и сконструировал три дирижабля. Титине, переболевшей в Арктике цингой, говорят, даже вставил золотые зубы. Происходило всё это в подмосковном посёлке Дирижаблестрой — сейчас это Долгопрудный.
Как сложилась жизнь
В 1936 году Нобиле вернулся в Италию. После падения режима Муссолини его реабилитировали и восстановили в авиации. Он успел увидеть себя на киноэкране в вышедшем в 1969 году фильме "Красная палатка", собравшем созвездие советских и зарубежных актёров первой величины: Питера Финча, Шона Коннери, Никиту Михалкова, Донатаса Баниониса, Юрия Соломина, Бориса Хмельницкого, Юрия Визбора и даже Клаудию Кардинале, для которой пришлось придумывать не существовавшую в реальности героиню.
Умер Нобеле 30 июля 1978 года в возрасте 93 лет, спустя полвека после возвращения из полёта, ставшим его проклятием.
Преданная Титина умерла возле генерала в возрасте 13 лет. Умберто Нобиле не захотел с ней расставаться и приказал забальзамировать ее тело. После смерти Нобиле тело собаки передали в исторический музей авиации в Винья ди Валле и поместили рядом с реконструкцией "красной палатки" и шкурой белого медведя, которого много лет назад она совсем не испугалась.
История Титины навсегда останется примером дружбы человека и животного. И в жестокие арктические морозы, и во время не менее болезненного публичного позора она всегда была рядом со своим хозяином.
Кто же такая Титина?
Почти везде эту маленькую собачку пресса называет фокстерьером или терьером. Позволим себе поспорить. На фото по всем признакам можно определить породу "дворняжки Титины" как джек рассел терьер.
С чем связана ошибка? Возможно, с некорректным переводом. Но скорее всего, и к этому склоняются большинство комментаторов, в те далекие годы просто еще не знали (не была столь популярна) о породе джек рассел терьер. Сегодня это очень популярная порода собак.