Цена на дизельное топливо, по прогнозам аналитиков Bank of America, может превысить 120 долларов за баррель, что может в свою очередь привести к росту цен на нефть.
Сможет ли ситуация ни мировых рынках повлиять на цену дизельного топлива в Азербайджане - разбирался Sputnik Азербайджан.
Заместитель председателя Общественного объединения "Центр экономического и социального развития" Рашад Гасанов, комментируя вопрос, отметил, что ситуация в Азербайджане немного иная. Так, цена дизельного топлива в стране еще в начале года повысилась более чем на 30%. И произошло это вне зависимости от тенденций на мировых рынках.
По его словам, основные факторы, влияющие на принятие подобных решений в стране, связаны с нагрузкой на бюджет от работы предприятий в различных сферах. Кроме того, решения принимаются с целью создать дополнительные источники финансирования госбюджета, приостановить выделение субсидий. То есть, в целом процесс никак не связан с тем, что происходит на мировых рынках.
"Например, когда на мировых рынках цены на энергоносители падают, в странах-производителях углеводородов, в том числе и в Азербайджане, обычно принимают противоположное решение. Дело в том, что в этих странах падение цен создает фискальное давление, и потому принимаются противоположные решения", - говорит он.
С начала года цены на услуги и товары в сферах, где у государства есть естественная монополия, неуклонно растут, продолжает экономист. По его мнению, вероятность пересмотра цен на топливо, в том числе дизельное, в ближайшие периоды составляет 50% при нынешних условиях. "Однако, скорее всего, это не будет напрямую связано с изменением цен на дизельное топливо на мировых рынках ", - сказал он.
Гасанов также указал, что оптимальный уровень цен на нефть составляет примерно 70-75 долларов. Когда цены поднимаются выше этого уровня, Азербайджан получает возможность больше зарабатывать за короткий срок. Однако в долгосрочной перспективе рост энергоресурсов отражается на стоимости всех товаров и услуг, а затем и на стоимости производства и потребительских ценах.
Азербайджан в основном является страной-импортером, и потому, так или иначе, в перспективе будет импортировать инфляцию: "Если в каком-то смысле рост цен дает определенное финансовое преимущество, то проигравших все равно больше. Поэтому наилучший сценарий развития – чтобы цены оставались на оптимальном уровне".
Заместитель начальника управления по связям с общественностью и организации мероприятий SOCAR Ибрагим Ахмедов сказал Sputnik Азербайджан, что Азербайджан сам производит дизельное топливо. Единственный нефтеперерабатывающий завод в нашем регионе, где производится дизельное топливо - это НПЗ имени Гейдара Алиева. Завод полностью удовлетворяет потребности страны, а оставшаяся часть экспортируется.
"Рост цен на дизельное топливо на мировых рынках, в принципе, может повлиять на нашу экспортную выручку. А тариф на продажу дизельного топлива в стране устанавливается государством", - сказал он.
Отметим, что на заседании Тарифного (ценового) совета в январе этого года розничная цена бензина АИ-92 была установлена на уровне 1 маната за литр, а розничная цена дизельного топлива - 0,80 маната за литр (ранее было 0,60 маната). Разница в ценах была сокращена с учетом ущерба окружающей среде от использования дизельного топлива, в целях стимулирования потребления бензина.
В январе-августе текущего года в Азербайджане произведено 1,679 миллиона тонн дизельного топлива, производство увеличилось на 12,5%. Общий объем производства нефтепродуктов за 8 месяцев оценивается в 2,881 миллиарда манатов, что на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.