Новая инициатива - новая проблема, или Почему не стоит начинать школу с пяти лет

Зачисление в школы пятилеток может повлечь за собой целый ряд проблем, в том числе в организации учебного процесса, считает депутат Милли Меджлиса.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 6 окт — Sputnik. Недавнее заявление министра образования о возможности снизить возраст зачисления детей в школу с шести до пяти лет вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Большинство пользователей соцсетей негативно восприняли такую перспективу, полагая, что нагрузки на детях и без того достаточно.
В каком возрасте все же лучше начинать учиться и чем может обернуться вышеуказанная инициатива – разбирался Sputnik Азербайджан.

Министра не поддерживаю

Член комитета Милли Меджлиса по науке и образованию Этибар Алиев прежде всего отметил, что во всем мире особое внимание уделяется дошкольному образованию.
"Предложение министра я не поддерживаю. Я не сторонник снижать возраст, с которого дети должны начинать учиться в школе", - заявил народный избранник.
Новости
Первый раз - в первый класс! Азербайджанские звезды отвели детей в школу
По его мнению, если озвученная идея министра будет претворена в жизнь, появятся проблемы. В частности, возникнет вопрос о продлении срока обучения в начальной школе с четырех до пяти лет. А это, естественно, приведет к определенным проблемам - надо заново прорабатывать программу обучения, писать учебники, готовить педагогов.
При этом депутат заметил, что, принимая такое решение, необходимо учитывать физическое и умственное развитие детей.
"В настоящее время нам следует рассматривать вопрос о переходе на систему 12-летнего школьного обучения, которое существует в большинстве стран", - продолжил Алиев.
Данная система позволяет организовать обучение с уклоном. Кроме того, при 12-летнем образовании уже не будет необходимости в репетиторстве, так как появится возможность для более глубокого изучения отдельных предметов: "Поэтому лучше думать о переходе на 12-летнее обучение, чем о снижении возраста для начала учебы в школе. Снижение школьного возраста создаст проблемы для начального образования".
Видео
Родители не хотят отправлять детей в школу с 5 лет
По словам депутата, в настоящее время дошкольное обучение вполне эффективно. По статистике Минобразования, дошкольное образование охватывает 70-80% детей. "В таком случае возникает вопрос, если снизить школьный возраст до пяти лет, тогда в каком возрасте будет начинаться дошкольное образование? Вот поэтому данный вопрос требует широкого обсуждения", - сказал Алиев, добавив, что излишняя спешка может только навредить.
В любом случае в Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджане данный вопрос не предусмотрен, в отличие от перехода на 12-летнее обучение, заметил он.

Что даст снижение возраста?

Однако, эксперт в сфере образования Кямран Асадов все же положительно рассматривает возможность снижения школьного возраста. По его словам, в странах с развитой системой образования существует опыт начала обучения с пяти лет.
"И без того в Азербайджане, начиная с 2016 года, дети ходят в школу с пяти лет, именно в этом возрасте стартует обучение в дошкольных группах. Порой родители беспокоятся, что их дети не ходят в подготовительные группы. Обучение в них на сегодня добровольное, а школьное обучение с шести лет - обязательное", - напомнил собеседник Sputnik.
По мнению Асадова, начало обучения в школе с пяти лет приведет к перераспределению школьной нагрузки, а это положительный фактор. К примеру, родители часто жалуются, что портфели первоклассников чересчур тяжелые, школьная нагрузка большая, программа сложная.
Новости
Амруллаев пояснил, для чего нужны ковид-паспорта родителям школьников
"В большинстве стран мира учащихся первых классов не учат писать или считать. У нас первоклассников учат буквам, а через три месяца обучения проверяют на скорость чтения. Хотя детей раннего возраста можно просто учить определенным навыкам и знаниям. При этом некоторые родители отдают детей в садик в два года, и в четыре года они уже могут проводить определенные математические расчеты. Поэтому шесть лет для того, чтобы научиться писать или читать – это поздно", - полагает эксперт.
В любом случае, согласно Государственной стратегии развития образования, Азербайджан должен перейти на 12-летнее обучение. Лучше снизить возрастной предел, чем увеличивать, заключил Асадов.

Зарубежный опыт - не всегда показатель

Однако, в данном вопросе сравнивать себя с другими странами не совсем верно, так как у каждой страны свой уровень развития, считает заместитель председателя Общественного совета при Минобразования, эксперт в сфере образования Надир Исрафилов.
Если школа будет начинаться с пяти лет, то дошкольное обучение должно стартовать с четырех лет, полагает он: "Но в таком случае мы будем наносить детям физическую травму. Нынешние студенты вузов заметно отличаются от студентов в советские времена. Большинство из них носит очки, физически слабо развиты. В таком случае возникает вопрос – куда мы торопимся? Мы должны перенимать весь опыт других стран? Мы, прежде всего, должны думать о физическом и психическом здоровье детей".
Сами родители также неоднозначно восприняли инициативу министра образования. Жительница Баку Сабина Ахмедова, мама пятилетней дочки, полагает, что нынешняя учебная программа не соответствует возрастным способностям детей. По ее мнению, пятилетний ребенок не сможет освоить программу 1 класса.
Для покрытия дефицита изданы новые рабочие тетради для школьников
"Я знаю немало родителей первоклашек, которые вынуждены нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог освоить учебную программу. Если программу не может освоить ребенок шести лет, как такую нагрузку сможет выдержать наша пятилетняя дочка", - недоумевает собеседница Sputnik.
Ранее министр образования Эмин Амруллаев во время выступления на Втором Международном форуме по новым вызовам в образовании сказал, что в Азербайджане необходимо снизить возраст зачисления детей в первый класс до пяти лет.
"Я думаю, что шесть лет - это слишком поздно для школы. Нам нужно стараться снизить возраст первоклашек до пяти лет", - заявил министр. По его словам, второй важный момент - образовательный контент: "Чему мы учим детей? Через 20-30 лет нынешние школьники будут спрашивать: Чему вы нас научили, как изменилась наша жизнь после этого?".