ЕС дряхлеет: центр политического притяжения смещается из Европы в Азию

Слабеющий Евросоюз не смог осуществлять желаемую для своих многих новых членов координацию и поддержку, наоборот, начал существенно мешать суверенному развитию этих государств, стараясь продвигать чуждые для их менталитета ценности.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Происходящие в мире события все явственнее указывают на то, что влияние Европы на мировую историю явно на спаде, и по всей видимости, снижение значимости европейских государств в современных политических процессах будет все более уменьшаться.
В течение многих веков именно Европа была центром мировой истории. Однако, в прошлом веке мир пережил две страшные войны, урон от которых в первую очередь понес именно Старый Свет. Огромные мировые империи, центры которых находились на европейском континенте, приказали долго жить, а последняя из них - СССР перестала существовать в конце прошлого столетия.
Во времена, когда Советский Союз находился на пике, после Второй мировой войны, ему противостояли вовсе не европейские государства, а мощный заокеанский противник - США, под НАТОвское крылышко которого поспешили пристроиться страны Западной Европы. Страны же Восточной Европы чувствовали себя так же весьма уверенно в блоке стран Варшавского договора, находясь за широкой спиной своего мощного советского союзника и покровителя.
После развала СССР настал черед доминирования в мире США. При всех своих крепких связях с европейскими государствами, и особенно с Великобританией, Вашингтон все же не мог ни с кем разделить эту лямку лидерства, так как имел свои интересы, которые и продвигал в жизнь. Европа, уже соединившаяся в Евросоюз, не всегда была согласна с действиями США, однако вынуждена была сносить все это, так как понимала, что многое зависит от Вашингтона, и в первую очередь в вопросах безопасности - в той её системе, которая создавалась под диктовку США после Второй мировой войны.
Развал СССР аккумулировал уже потухающие батарейки единства США и Евросоюза: страны Восточной Европы начали стремиться войти в состав ЕС, а также и в НАТО. Создавалось впечатление, что благодаря их вхождению в ЕС и в НАТО, автоматически решатся все проблемы, но оказалось, что это далеко не так.
Дряхлеющий Евросоюз не смог осуществлять желаемую для своих многих новых членов координацию и поддержку, а наоборот, начал существенно мешать суверенному развитию этих государств, стараясь продвигать чуждые для их менталитета либеральные ценности. Противостояния в последнее время Польши и Венгрии с ЕС наглядно указывают на эти противоречия. Более того, не все страны Западной Европы были согласны с политикой ЕС, и выход такого ключевого государства, как Великобритания, из состава Евросоюза, тому безусловное подтверждение.
Некоторые страны-члены ЕС, поняв всю немощь европейского альянса, начали делать ставку на Вашингтон. Когда президентом США был Дональд Трамп, некоторым странам удалось несколько перетянуть на себя благосклонное внимание Вашингтона. В частности, Польша надеялась на то, что она при помощи США будет иметь все большее влияние в ЕС, а также в мировой политике. Может быть Варшава этого и добилась, если бы Трамп остался у власти, но Белый дом получил нового хозяина в лице Джо Байдена, и надеждам поляков не суждено было сбыться.
Более того, ныне начала вырисовываться ситуация, когда отчетливо видно, что Вашингтон больше не является неоспоримым доминантом в мировой политике. Как бы Байден не хаял своего предшественника, но именно Трамп первым увидел потерю лидерства США в мире и старался сделать все возможное для того, чтобы приостановить этот процесс. Трамп требовал от традиционных европейских союзников большего участия в делах НАТО (в первую очередь в вопросах финансирования), но они, приводя в некоторой степени обоснованные доводы, отказывались от этого.
Президент Франции Эммануэль Макрон, без всякого сомнения, войдет в историю, как самый слабый руководитель Пятой Республики. Однако, при этом нельзя не указать на то, что он первым рискнул заговорить о необходимости создания военных сил ЕС. Другое дело, что вместо того, чтобы провести множество кулуарных консультаций с европейскими лидерами, Макрон, желая прослыть реформатором европейского альянса, свое предложение сделал открыто и совершенно непродуманно и неподготовленно. В конце концов, на него начали смотреть, как на лидера, который добивается популярности и при том весьма в дешевой ее интерпретации.
Байден начал делать то, что Трамп просто не успел сделать. Вашингтон начал отходить от ЕС, и то, что Белый дом нанес чувствительный удар по интересам Франции, сподвигнув Австралию отказаться от многомиллиардного контракта с Парижем в пользу Вашингтона, наглядно указывает на это.
Байден добивается сближения с Китаем, понимая, что без этого Вашингтону будет очень трудно. Другое дело, что руководитель Поднебесной Си Цзиньпин неохотно идет на контакты с Вашингтоном, прекрасно понимая, что Белый дом держит "камень за пазухой". Однако, поворот Вашингтона в сторону Азии очевиден. Думается, что Белый дом при Байдене будет делать все возможное для того, чтобы развивать свое участие в этом регионе. Причины этого понятны: достаточно того, что вторая и третья экономики в мире принадлежат странам Азии - Китаю и Японии. А численность населения в странах этого региона многократно больше, чем в Европе.
А что же Евросоюз? Разброд в европейском альянсе видится невооруженным взглядом. Вместо того, чтобы все свои силы тратить на то, чтобы добиваться еще больших свобод для ЛГБТ-сообщества в Польше и Венгрии, Брюссель лучше бы обратил внимание на сепаратизм, который все больше развивается в странах ЕС
Не будем говорить о сепаратизме в Великобритании, ибо Лондон уже вне ЕС, хотя проблемы отделения Шотландии все еще зримо беспокоят правительство Её Величества.
Каталония не успокаивается и продолжает требовать независимости от Испании, не решены проблемы между валлонами и фламандцами в Бельгии, много сепаратистки настроенных в Сардинии, которые видят свое будущее вне Италии.
Перед всеми этими глобальными проблемами Брюссель бессилен, и занимается в основном перманентными вопросами, которые, по его ошибочному мнению, будут цементировать европейский альянс.
На самом деле, очевидно, что европейское единство остается в прошлом. И вполне объяснимо, почему центр политического притяжения все увереннее смещается из Европы в Азию.