Вчера ушел в мир иной Жан-Поль Бельмондо. Не стало одного из столпов мирового кинематографа и одного из самых ярчайших представителей золотой эпохи французского кино.
Французский актер Жан-Поль Бельмондо во время фотосессии в Булонь-Бийанкур, 2016 год
© AFP 2024 / Joel Saget
Для тех поколений, детство, юность и молодость которых прошла в 60-е,70-е и 80-е годы двадцатого века, Бельмондо являлся одним из бесспорных кумиров. Думается, что и последующие поколения, благодаря вечно живым его фильмам, отдают должное великому артисту.
Этого актера любили все. Ему отдавали должное ценители высокого стиля в кинематографе, так называемого элитного кино, в котором Бельмондо частенько снимали величайшие режиссеры.
Им упивались любители приключенческих фильмов и боевиков, где он покорял всех своей неотразимой харизмой при этом бесстрашно исполняя сам все трюки.
Бельмондо обожали поклонники комедийного жанра за его умение вызывать безудержный смех не какой-то необоснованной клоунадой, а всего лишь одной улыбкой, жестом, фразой или взглядом.
Жан Поль Бельмондо и Катрин Спаак в фильме «Выходные в Зюйдкуте», 1964 год
© AP Photo
В СССР Бельмондо был одним из тех актеров, фильмы которого частенько просачивались сквозь "железный занавес". В основном это были комедии и приключенческие фильмы.
Не забуду, как в первый раз я увидел на экране Жан-Поля Бельмондо. Это был его знаменитый "Великолепный" - фильм-пародия на Джеймса Бонда. В этой картине он играл роль писателя детективов Франсуа Мерлена и супершпиона Боба Сен-Клера. Его партнершей по фильму была неотразимая и очень популярная в те времена красотка Жаклин Биссет.
Фильм произвел на меня (я был в этом далеко не одинок) огромное впечатление: изысканным юмором, посмеивающимся над пошлостью модных супербоевиков. Но главным в этой картине был блистательный Жан-Поль Бельмондо, который мастерски и с неповторимой иронией создал на экране своих героев.
После этого фильма, я, как, впрочем, и миллионы поклонников кино, не пропускал ни одного фильма с участием этого великолепного актера. Более того, я по мере возможностей начал изучать творчество Бельмондо, и тогда узнал многое о его биографии, которое и не мог предположить.
Жан-Поль Бельмондо репетирует свое выступление на мотоцикле в Цирке Медрано в Париже, 1963-й год
© AP Photo / Jacques Marqueton
В отличие от другого великого французского актера Алена Делона, который происходил из маргинальных слоев общества, Бельмондо родился в творческой семье. Жан-Поль - француз итальянского происхождения, а его отец Поль Бельмондо был известным скульптором.
Жан-Поль с детства хотел быть актером. Однако, еще одним его сильным увлечением юности был спорт: в особенности футбол и бокс. Он очень серьезно занимался боксом и даже стал чемпионом Парижа в полусреднем весе. По его скошенному в сторону носу можно было догадаться, что успехи в боксе ему давались непросто.
Но Бельмондо все же в конце концов выбрал актерскую стезю. И сделал это вопреки всему. Почему вопреки? Да потому, что все специалисты кино и театра, которым он показывался, убеждали его, что он совершенно не подходит для актерского дела и советовали молодому человеку посвятить себя чему-нибудь другому.
Но он все же в 20 лет поступил в Консерваторию драматического искусства. Там ему тоже было нелегко. Учителя, не распознавшие в некрасивом молодом человеке дарование, советовали ему бросить учёбу. Один из них прямо говорил ему, что он будет вызывать смех у публики, а у женщин - отвращение.
Жан-Поль Бельмондо на Канноском кинофестивале, 1988 год
© AP Photo
Бельмондо рассказывал в одном из своих интервью, что как-то по прошествии времени, он, уже будучи знаменитым на весь мир актером, шел под ручку со своей подругой, с одной из красивейших женщин того времени, актрисой Урсулой Андресс, и им повстречался тот самый горе-педагог, некогда предрекающий печальное будущее Бельмондо. Он смотрел на своего бывшего студента и его подругу с нескрываемым восхищением и Жан-Полю оставалось только улыбнуться и развести руками: мол, извините, вышло все не так, как вы предполагали.
Многие знали Бельмондо в основном, как мастера боевиков и авантюрных фильмов. Но это было далеко не так. Бельмондо был актером широчайшего диапазона. Да и стал он широко известным, снявшись в 26-летнем возрасте в фильме великого Жан-Люка Годара "На последнем дыхании". Эта лента вошла в сокровищницу мирового кинематографа, а Бельмондо в ней блистательно сыграл роль Мишеля Пуакара.
Вспомним также его участие в фильме Витторио Де Сика "Чочара". Он там сыграл в паре с великой Софи Лорен и его работа была очень высоко отмечена специалистами кино.
Жан-Поля Бельмондо на парижской крыше во время съемок фильма «Страх над городом», 1975 год
© AFP 2024
Да, Жан-Поль Бельмондо весьма часто снимался в так называемых коммерческих фильмах, которые приносили большой кассовый доход. Это были комедии и боевики, но я не знаю ни одного такого фильма с участием Бельмондо, который можно было бы назвать провальным. Участие Бельмондо обеспечивало успех картине. Актер же любил повторять, что готов сниматься в таких фильмах, ибо это приносит радость не только элитному зрителю, но и широкой публике.
Тем не менее, в своей карьере Жан-Поль Бельмондо снимался у таких корифеев-режиссеров, как Жан-Люк Годар, Луи Маль, Витторио Де Сика, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Ален Рене, Клод Шаброль.
Вряд ли эти постановщики привлекали бы к своим творениям Бельмондо, если бы не были уверены в его огромном актерском даровании. И он полностью оправдывал их ожидания.
Должен отметить, что Бельмондо был также великолепным театральным актером. Постановки с его участием шли на сценах ведущих театров с непременным успехом, и он входил в число любимых артистов такого гениального актера и кинорежиссера, как незабываемый Робер Оссейн.
Актер Жан-Поль Бельмондо с книгой о себе, 1996 год
© AFP 2024 / Vincent Amalvy
Но все же в мире его несомненно в первую очередь воспринимали, как киноактера. Бельмондо часто сравнивали с Аленом Делоном и действительно, эти два актера долгое время безраздельно царили во французском кинематографе. Но вместе снялись они только в двух фильмах. Первая картина - "Борсалино" в 1970 году пользовалась огромным успехом. Оба актера были в этой ленте безупречны. А вторая встреча произошла почти через тридцать лет - в 1998 году, когда они снялись в проекте режиссера Патриса Леконта "Один шанс на двоих", где сыграли вероятных отцов одной молодой особы, с которой они попадают в различные приключения. Картина была весьма смотрибельна, но, конечно же, до качества "Борсалино" ей было далеко.
"Кто есть кто?", "Игра в четыре руки", "Повторный брак", "Картуш", "Чудовище", "Частный детектив", "Профессионал" и другие фильмы с участием Бельмондо пользовались неслыханной популярностью, а иногда становились лидерами проката в СССР. Не могу не отметить работу Бельмондо в версии "Отверженных" Клода Лелуша, где он прекрасно сыграл главную роль.
Жан-Поль Бельмондо
© AP Photo / Laurent Cipriani
Актер всегда пользовался повышенным вниманием со стороны прекрасной половины человечества. Он снимался с самыми яркими актрисами всех времен, был дважды женат и имел бесчисленное количество романов с красивейшими женщинами.
В начале двадцать первого века великого актера ударил инсульт, после которого он мучительно долго восстанавливался. Но сумел сделать это, и более того, после болезни, он, как и всю свою жизнь, отдавал должное красивым женщинам.
В 2008 году Бельмондо сумел вернуться в кино, снявшись в фильме режиссера Франсиса Юстера "Человек и его собака". И опять открыл зрителям в этой картине неизвестные грани своего безмерного таланта.
Жан-Поль Бельмондо прожил долгую и очень насыщенную жизнь. Он не раз говорил, что его жизнь удалась, но он не баловень судьбы. Всего он добился своим талантом, целеустремленностью и трудолюбием. Он отмечал, что счастлив оттого, что его любят поклонники, что рядом с ним его дети и внуки.
Великий актер удостоен многих кинопремий, а также государственных наград Франции и является национальным достоянием своей страны и легендой мирового кинематографа. Жан-Поль Бельмондо в одном из интервью говорил, что прожил ту жизнь, которую желал, и наслаждается каждым днем, отпущенным ему небесами. Но, к сожалению, закон жизни жесток: все, что имеет начало, имеет и конец, и у каждого свое время ухода из жизни. Для Жан-Поля Бельмондо это время пришло вчера, на 89-ом году жизни.
Прощайте Мэтр, мы будем помнить вас…