Новости

Кто заинтересован в открытии Зангезурского коридора

Пока Армения блокирует все попытки стабилизации региона и открытия транспортных путей, Азербайджан создает дорожную карту восстановления Зангезурского коридора.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 17 авг — Sputnik. Одним из ключевых вопросов после подписания соглашения по Карабаху стала разблокировка транспортных маршрутов, что для Азербайджана означает также открытие Зангезурского коридора. Баку понимает важность разблокировки Зангезурского коридора не только для экономики региона, но и для транспортно-логистической карты мира. Именно поэтому страна серьезно готовится к его открытию и надеется на положительные шаги в этом направлении и от Армении.

Новые возможности для региона

В недавнем интервью турецкому телеканалу CNN Turk президент Азербайджана Ильхам Алиев, среди прочего, коснулся также значимости открытия Зангезурского коридора. Рассказывая журналисту телеканала про открытие железной дороги по Зангезурскому коридору, глава государства напомнил о требовании Азербайджана проложить в том числе автомобильную дорогу на территории находящегося под контролем Армении Западного Зангезура - в Мегринском регионе.
"Конечно, открытие этого коридора служит многим целям. Азербайджан соединится с Турцией новым транспортным проектом. Четыре года назад в Баку состоялось официальное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Благодаря этой железной дороге мы соединились с Турцией. А Зангезурский коридор станет вторым направлением соединения. Таким образом, для нас появятся новые возможности. В то же время Азербайджан соединится железной дорогой и со своей неотъемлемой частью – Нахчыванской Автономной Республикой. Одновременно мы требуем, чтобы была проложена и автомобильная дорога – на территории находящегося под контролем Армении Западного Зангезура, в Мегринском регионе. Потому что это обязательно нужно", - сказал Алиев.
Азербайджан уже ведет работы по создания дорожной карты восстановления коридора, и среди планируемых работ строительство 124-километрового участка коридора Горадиз-Джебраил-Зенгилан-Агбенд на азербайджанской территории. Проект рассчитывают завершить через три года. Эта дорога будет 4-6-полосной. Ее строительство уже идет, завершить ее планируется в 2024 году.
По словам президента, открытие Зангезурского коридора станет новой возможностью и для стран региона - Турция сможет перевозить свои товары в Центральную Азию более коротким, альтернативным путем. Таким образом, коридор может превратиться в новый транспортный проект Евразии.
"То есть, это будет новой возможностью и для Турции, и для Азербайджана, и для региона, в том числе и для Армении. Я уже сказал, что этой железной дорогой они могут создать сообщение с Россией и Ираном. Потому что строительство железной дорогой между Арменией и Ираном – это вопрос, который обсуждается, наверное, 20 лет, но в реальности пока ничего нет. Потому что этот проект требует по меньшей мере трех миллиардов долларов. Но территорию Нахчывана – между Нахчываном и Ираном уже есть железнодорожная линия – они могут использовать", - рассказал в интервью Алиев.

Ирак привлекают условия

Видя серьезные шаги на пути открытия Зангезурского коридора со стороны азербайджанского руководства, страны, которые заинтересованы в сокращении логистических расходов путем использования наиболее выгодных транспортных путей, уже интересуются Зангезурским маршрутом. Так, в ходе заседания азербайджано-иракской межправительственной комиссии в Баку была озвучена мысль о том, что Ирак мог бы стать участником проекта Зангезурского коридора.
Ирак сможет воспользоваться возможностями Зангезурского коридора, который появится в будущем, заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев на заседании межправкомиссии.
"После освобождения азербайджанских земель от оккупации в регионе появились новые возможности. Будущий Зангезурский коридор соединит Восток и Запад, и Ирак также сможет присоединиться к нему ", - отметил замминистра.

Зангезурский коридор – как часть проекта "Север-Юг" и "Восток-Запад"

Значение Зангезурского коридора трудно переоценить, потому что восстановление транспортных артерий - одна из основных тем и один из основных итогов второй Карабахской войны, помимо возвращения Азербайджаном своих территорий, считает эксперт в Российском совете по международным делам (РСМД) Алексей Наумов.
"Мы понимаем, что Зангезурский коридор приведет к восстановлению транспортного сообщения по линии Север-Юг и по линии Восток-Запад. Если говорить о конкретных подвижках, например, Россия получит сквозное сообщение с портами Персидского залива. Мы понимаем, что возможны будут поставки и из Китая. Говорили про возможное использование Зангезурского коридора в рамках проекта "Один пояс - Один путь". Понятно, что Китай от этого на словах открещивается, но мы понимаем, что при создании этого коридора он вполне может использоваться в рамках данного проекта", - сказал Наумов.

Кооперация с Арменией не исключается

По мнению эксперта, в рамках Зангезурского коридора возможна также кооперация между Азербайджаном и Арменией по таким вопросам, как текстильная продукция с экспортом в Россию, аграрная и рудная переработка.
Среди выгод для региона от открытия Зангезурского коридора, помимо связи территории Азербайджана с территорией Нахчывана, также можно назвать увеличение грузооборота между Ираном и Арменией с помощью данного коридора, отметил Наумов.
"То есть, в целом, не останавливаясь на конкретике, Зангезурский коридор — это средство интеграции региона в глобальную транспортную сеть, что очень важно, учитывая связанность современной экономики и важность транспортных артерий в ее работе. Поэтому понятно, что Зангезурский коридор и восстановление транспортных коммуникаций — это средство достижения экономического улучшения, а именно экономическое улучшение – это лучшее лекарство от реваншизма, от желания снова воевать", - заявил собеседник Sputnik Азербайджан.
"И, если мы не говорим о конкретных оптимизациях уже действующих и перспективных маршрутов, очевидно, что какая-то часть российских поставок в Армению может идти не автомобильным транспортом, а рельсами через территорию Азербайджана. То есть восстановление Зангезурского коридора – это логичное развитие транспортной инфраструктуры, которая приведет к комплексному улучшению ситуации как с экономической, так и политической точки зрения", - отметил эксперт.

Кто заинтересован в открытии коридора, а кто - нет?

По мнению экономиста Эльданиза Амирова, если сгруппировать страны по принципу их заинтересованности в Зангезурском коридоре, получится три группы. Первая группа — это страны, которые не будут иметь какой-либо выгоды от открытия Зангезурского коридора. Вторая группа – это те страны, которые заинтересованы в его открытии и третья группа - страны, которые могут препятствовать его открытию.
"Первая группа стран – это те, которые не будут иметь какой-либо выгоды от открытия коридора, так как не будут использовать этот маршрут ни в транспортных, ни в логистических целях. Вторая группа – региональные страны, или страны, сотрудничающие со странами региона. Они будут использовать этот коридор, и они заинтересованы в его открытии. Что же касается стран, которые не заинтересованы и не имеют выгоды от открытия Зангезурского коридора – то это Грузия и Иран", - считает Амиров.
Эксперт отметил, что хоть в СМИ Иран и Грузия и представлены как заинтересованные в открытии Зангезурского коридора стороны, на самом деле это не так. Так, если Азербайджан восстановит прямое сообщение с Нахчываном, его зависимость от Ирана в этом вопросе сразу отпадет, так как блокада НАР укрепляет роль Ирана в логистическом и экономическом взаимодействии Баку с Автономной Республикой.
Кроме того, по словам эксперта, блокировка коридора приводит к тому, что взаимодействие Армении с Россией происходит через территорию Грузии.
Экономист Эльданиз Амиров
"На сегодняшний день сотрудничество России и Армении зависит и протекает через территорию Грузии. Но если откроется Зангезурский коридор, Россия сможет беспрепятственно взаимодействовать с Арменией напрямую. С этой точки зрения, значимость Ирана и Грузии после открытия Зангезурского коридора значительно снизится. Однако и эти страны на самом деле будут иметь определенные дивиденды и выгоду от открытия данного коридора", - убежден Амиров.

В выигрыше - четыре страны

По словам эксперта, Зангезурский коридор имеет огромный потенциал стать новым логистическим маршрутом в направлениях Восток-Запад и Азия-Европа, и его использование - хороший шанс для стран региона, Европы и Азии.
"Основную выгоду от открытия Зангезурского коридора в первую очередь получат Азербайджан, Армения, Россия и Турция", - заявил эксперт.
Так, Турция получит прямой выход в Центральную Азию (ЦА), так как существующие логистические ограничения приводят к снижению товарооборота между Турцией и странами ЦА.
"Если посмотреть на цифры товарооборота Турции со странами ЦА, можно заметить, что это очень маленькая цифра, не отражающая имеющийся потенциал. С открытием коридора, помимо выхода Турции на Центральную Азию, в то же время страны ЦА получат толчок для развития экономики при помощи Зангезурского коридора", - отметил Амиров.
Что касается России, именно при помощи Зангезурского коридора она сможет снизить зависимость от территории Грузии и сможет обеспечить сотрудничество с Арменией, напомнил эксперт.
"В Армении почти во всех сферах экономики наблюдается присутствие России, а это предполагает обязательно налаженную транспортную и логистическую инфраструктуру, что может быть обеспечено именно использованием Зангезурского коридора", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.