Новости

Ставка на "старых" друзей: что известно о кандидате на пост главы МИД Ирана Абдоллахиане

Кандидатом на пост министра иностранных дел Ирана назван Хосейн Амир Абдоллахиан. Что сулит его назначение внешней политике Исламской республики - разбирался Sputnik Азербайджан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 11 авг — Sputnik. После инаугурации новый президент Ирана Ибрахим Раиси обещал составить список кандидатов на министерские посты и предоставить его парламенту страны в течение недели. Он сдержал слово - список уже представлен на утверждение депутатам, и на один из ключевых постов – главы министерства иностранных дел - Раиси назначил Хосейна Амир Абдоллахиана.
Учитывая смену администрации в Исламской республике на фоне продолжающихся переговоров с арабскими странами Персидского залива по нормализации отношений, а также незавершившихся переговоров по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), значение поста главы МИД для Ирана сложно переоценить. Еще сложнее представить на посту министра иностранных дел ИРИ кого-либо, кто так же успешно смог бы выполнять свою роль, как предшественник Абдоллахиана - Джавад Зариф.
Успехи Зарифа, которые подмечали даже те, кто был не согласен с политикой реформистов, невозможно отрицать. Именно при нем Иран вышел на уровень открытых переговоров по СВПД, а также добился нормализации отношений с арабскими соседями по заливу, от сотрудничества с которыми выиграла бы в первую очередь экономика Ирана.

Большие надежды

Однако, несмотря на все сложности выбора главного дипломата Ирана, Раиси смог подобрать кандидата на один из главных министерских постов страны. Взгляды Абдоллахиана во многом совпадают с видением внешнеполитической ситуации самого Раиси – кандидат на пост главы МИД также является консерватором и сторонником жесткой политики в отношении Запада. При этом, занимая многие годы пост заместителя главы МИД, Абдоллахиан имеет значительный опыт ведения переговоров и взаимодействия с Западом.
Так, Абдоллахиан был заместителем министра иностранных дел Ирана по арабским и африканским делам при консервативном президенте Махмуде Ахмадинеджаде и умеренном Хасане Роухани. Он был назначен заместителем министра иностранных дел в 2011 году при Ахмадинеджаде, но покинул министерство иностранных дел в 2016 году, став советником по международным делам бывшего спикера парламента Али Лариджани.
В качестве заместителя министра иностранных дел по арабским и африканским делам, Абдоллахиан отвечал за политику Тегерана в некоторых из наиболее стратегически важных для Ирана странах, включая Ирак, Сирию, Ливан, Бахрейн и Йемен.

Национальный герой в качестве покровителя

После прихода к власти в Иране в 2013 году консерваторов, Абдоллахиан был единственным заместителем министра иностранных дел, который сохранил свой пост и после того, как Зариф был назначен главой МИД.
Эксперты отмечают, что сохранить свой пост замглавы МИД Абдоллахиан смог благодаря очень тесным связям с иранским Корпусом стражей исламской революции. В частности, он сумел остаться в реформистском правительстве Роухани по указанию своего друга и покровителя - Касема Сулеймани.

Первый переговорщик с Западом

56-летний Абдоллахиан имеет докторскую степень по международным отношениям Тегеранского университета и свободно говорит на арабском и английском языках, хотя общается со СМИ только на фарси.
Известный своими антиизраильскими и антизападными высказываниями Абдоллахиан был опорой жесткой политической сцены Ирана в течение довольно долгого времени, но приобрел мировую известность в политических кругах в 2007 году, когда стал частью небольшой команды иранских переговорщиков, которые встречались с американскими коллегами для обсуждения ситуации с безопасностью в Ираке. Это были первые контакты между официальными лицами США и иранскими дипломатами со времен революции.
Хотя пока рано говорить, как назначение Абдоллахиана повлияет на переговоры по ядерной программе, однако уже ясно, что правительство Раиси, предлагая кандидатуру Абдоллахиана, не только указало, что займет более жесткую позицию по отношению к Западу, но и дало некий месседж ближайшим соратникам в лице "Хезболлы" и региональных стран, что ставки во внешнеполитических отношениях будут делаться на "старых" друзей и партнеров.

Читайте также: