БАКУ, 15 июл — Sputnik. Алгоритмы обработки запросов могут быть непрозрачны, но конечные результаты четко прослеживаются. В этом и заключается идея нового инструмента под названием "поисковый атлас" (Search Atlas). Его цель — показать разницу в результатах поиска в Google в разных регионах по всему миру. Это экспериментальный интерфейс для поиска Google, который показывает не один столбец результатов, а три — из более чем сотни географически локализованных версий поисковой системы по всему миру. Например, выясняется, что при запросе "площадь Тяньаньмэнь" приоритетом может быть как печально известный разгон демонстрации в 1989 году, так и туристическая достопримечательность. В США некоторые результаты удаляются из-за жалоб по закону о защите авторских прав в цифровую эпоху, а во Франции и Германии блокируются сайты отрицателей Холокоста.
Один запрос – противоположные ответы
Как сообщает журнал Wired, создатели Search Atlas впервые представили свое детище на конференции по разработке интерактивных систем в июне — пока еще на стадии закрытого бета-тестирования — но уже опубликовали целую статью и другие предварительные материалы на сайте проекта. Их инструмент уже показал интересные результаты. Например, запрос по слову "Бог" выдает христианские образы в США и Европе, изображения Будды в Азии и арабское письмо в Персидском заливе и Северной Африке.
В Великобритании и Сингапуре запрос "площадь Тяньаньмэнь" выдает фотографии пресловутой резни, а поиск, настроенный на Китай (где Google заблокирован с 2010 года), выдает современные фотографии с толпами туристов, сообщает Wired. В результатах по запросу "Как бороться с изменением климата" в Германии преобладают политические решения, а в островных государствах вроде Маврикия и Филиппин подчеркивается непосредственный характер угрозы, от которой они пострадают гораздо быстрее многих, — в частности, повышение уровня моря.
Еще Wired отметил, что запросы о войне в эфиопском регионе Тыграй внутри страны выдают страницы и блоги в Facebook с критикой дипломатического давления Запада ради деэскалации конфликта (подразумевается, что США и другие страны тем самым пытаются ослабить Эфиопию), тогда как в запросах из Кении или США преобладают новости из источников вроде Би-би-си и "Нью-Йорк таймс".
Ученые вскрыли предвзятость поисковых систем
Аспирант Массачусетского технологического института по науке, технологиям и обществознанию и доктор философии Родриго Очигаме (Rodrigo Ochigame), создатель Search Atlas сказал, что проект призван развенчать стойкое представление, что поисковые системы, вроде того же Google, — нейтральные арбитры информации: "Любая количественная оценка релевантности обязательно вскроет моральные и политические приоритеты".
Соавтор проекта Кэтрин Йе (Katherine Ye), кандидат компьютерных наук Университета Карнеги-Меллона и научный сотрудник некоммерческой организации "Центр искусств, дизайна и социальных исследований" сказала: "Люди спрашивают поисковые системы о том, о чем никогда не спросят живого человека, и результаты поиска могут изменить их жизнь. Это может быть все что угодно, от "Как сделать аборт?" до ресторанов поблизости, за кого голосовать и надо ли прививаться".
Например, пишет в своем твите Кэтрин Йе, результаты поиска в Google по запросу "аннексия Крыма" в России сосредоточены на последствиях для Российской Федерации, на Украине — на "оккупации", а в Нидерландах — на европейских санкциях против России.
Столь несопоставимые результаты не обязательно следствие попыток скрыть информацию. Здесь могут быть замешаны другие факторы — например, локализация Google в соответствии с интересами жителей конкретных регионов, коммерческий интерес, местные законы и, как выразились Очигаме и Йе, "информационные границы", которые создают "превратную перспективу". Эти якобы аполитичные по своей природе корректировки неизбежно перетекают в политику. Хотя разница в результатах по площади Тяньаньмэнь, похоже, созвучна желанию китайского правительства замолчать инцидент. Представитель Google заверил Wired, что поисковая система выдает туристические фотографии, когда делает вывод о намерении спрашивающего отправиться в путешествие. По словам представителя сайта, различия в поиске по слову "Бог" связаны с тем, как это понятие переводится на разные языки.
По словам исследователей, конечный результат — это пристрастный срез реальности, основанный на предположениях Google о мире и продиктованный желанием увеличить прибыль.
"Даже самые ранние исследования на основе случайных наблюдений позволили заключить, что поисковые системы систематически подавляют одни сайты в пользу других в соответствии с финансовыми интересами", — отмечали исследователи. "Более поздние же исследования показали, что коммерческие поисковые системы используют алгоритмы, которые усиливают существующие социальные структуры — в частности расистские и сексистские модели воздействия, незаметности и маргинализации. Таким образом, раскрыть предвзятую перспективу поисковых систем крайне важно".
Читайте также:
- Как свободная энциклопедия умерла и возродилась инструментом борьбы с правдой
- Telegram, Google, Twitter и Facebook грозят миллионные штрафы
- IT-гигантов обязали открывать свои представительства в России
- Плохие новости для блогеров: новые правила YouTube вступили в силу
- Google поблагодарила молодого специалиста из Азербайджана за найденную ошибку
- Google карты начнут показывать водителям экологически чистые маршруты