Новости

Переговоры по иранской ядерной сделке: решение за Хаменеи

Человек, который принимает решение, вернется ли Иран в ядерную сделку и возьмет ли на себя обязательства в соответствии с международным правом, - это не президент, заявил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Комиссия по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной сделке в пятницу, 20 июня, возобновила свою работу в Вене, сообщила внешнеполитическая служба Евросоюза.

Председателем на заседаниях комиссии выступил заместитель генерального секретаря/политический директор Европейской службы внешних связей Энрике Мора. В заседании приняли участие представители Китая, Франции, Германии, России, Великобритании и Ирана.

Решение будет принимать не президент, а Хаменеи

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил в связи с избранием нового президента Ирана Ибрахима Раиси, что решение о возможном возвращении в ядерную сделку с мировым сообществом будет принимать не Раиси, а верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.

"Человек, который принимает решение, вернется ли Иран в ядерную сделку и возьмет ли на себя обязательства в соответствии с международным правом, - это не президент, а верховный лидер Ирана", - сказал Салливан в интервью CNN.

"Наш главный приоритет сейчас в том, чтобы предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Мы считаем, что дипломатия, а не военный конфликт, наилучший путь к этому", - добавил Салливан.

Значительный прогресс

Комиссия по ядерной сделке отметила значительный прогресс на переговорах в Вене, договорилась сделать перерыв для консультаций в столицах, заявил постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.

"Комиссия по СВПД провела сегодня встречу, отметила значительный прогресс на переговорах в Вене, в том числе достигнутый в ходе шестого раунда, и решила сделать перерыв, чтобы позволить участникам проконсультироваться в столицах и подготовиться, предположительно, к финальному раунду",- написал Ульянов в Twitter.

Приблизили соглашение

Переговоры в Вене приблизили достижение соглашения как никогда раньше, заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи.

"Мы как никогда приблизились к соглашению, однако преодоление разрыва между нами и достижение окончательного соглашения не легкая задача и требует решений", - сказал Аракчи иранскому телевидению.

Как заметил представитель МИД ИРИ, участники переговоров в Вене разрешили хоть и не все, но ряд проблем.

"Сегодня стало ясно, в каких направлениях можно решить вопросы, а в каких невозможно. Таким образом, пришло время для всех сторон, особенно для тех, кто ведет с нами переговоры, принять решения", - добавил Аракчи.

Ядерная сделка

Совместный всеобъемлющий план действий, предполагающий снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана был заключен в 2015 году Великобританией, Германией, Китаем, Россией, США, Францией и Ираном, но в мае 2018 года США объявили об одностороннем выходе из него и восстановлении жестких санкций против Тегерана.

Через год после выхода из сделки Вашингтона иранская сторона также заявила о поэтапном сокращении обязательств по соглашению и отказалась от ограничений по ядерным исследования и обогащению урана. В 2020 году в Иране заработал закон по производству высокообогащенного урана (20% и больше), применению более продвинутых центрифуг, выходящих за рамки договоренности по СВПД.

Достижения Ирана в обогащении урана

Иран за пять месяцев произвел более ста килограммов урана с 20-процентным уровнем обогащения, заявил во вторник официальный представитель иранского правительства Али Рабии.

"Согласно стратегическому закону парламента, Организация по атомной энергии была обязана произвести за год 120 килограммов 20-процентного урана. С момента объявления этого закона до сегодняшнего дня, что составляет примерно пять месяцев, по последним данным, было произведено около 108 килограммов", - приводятся слова Рабии на официальном Telegram-канале правительства.

Ядерщики страны менее чем за полгода почти достигли установленной парламентом цели, отметил Рабии.

При этом, страна также добилась производства около 6,5 килограмма 60-процентного урана, отметил представитель иранского Кабмина.

Между тем, по Совместному всеобъемлющему плану действий, который заключили в 2015 году Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран, предполагается лишь обогащение урана не выше 3,67%.