БАКУ, 7 июн — Sputnik. Проявить активность на президентских выборах и изменить ситуацию в стране с помощью выборов призвал избирателей верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в недавнем обращении к народу.
Аятолла предупредил, что отказ от участия будет означать выполнение работы "врагов ислама" и также процитировал покойного основателя Исламской республики аятоллу Рухоллу Хомейни, заявившего, что воздержание от голосования является "одним из самых страшных смертных грехов".
До выборов осталось меньше двух недель, а споры вокруг только разгораются. Предвыборная компания началась еще 28 мая в атмосфере полного безразличия. Ожидается рекордно малая явка на выборы из-за того, что многие и так понимают, что результат почти предрешен - в победе консерватора Раиси никто почти не сомневается. Нет сомнений и у реформистов, которые выставили против сильных консерваторов двух, не очень популярных у иранского избирателя, кандидатов - Мухсина Михрализаде, бывшего губернатора Исфахана и председателя ЦБ Абдуннасера Химмети.
Согласитесь, против таких ярких кандидатов от консерваторов, как например, глава судебной власти Раиси, или бывший командующий Корпуса стражей исламской революции Резаи, реформисты выставили не самых авторитетных своих представителей. Понимая предрешенность вопроса с выборами, базирующаяся за границей иранская оппозиция также призывает бойкотировать выборы.
Выход на сцену консерваторов в непростые времена
На самом деле, новая администрация в Иране придет к власти в самое непростое для страны время как во внутренней, так и во внешней политике. Во внутренней политике наблюдается критическое состояние экономики, усугубленное еще и пандемией. Кроме того, в стране необходима модернизация ряда государственных промышленных объектов, что кажется сложным из-за американских санкций, которые не позволяют продавать Ирану запчасти, необходимые устаревшим промобъектам.
Что касается внешней политики, и здесь все сложно: политика администрации президента Роухани в последнее время направлена на восстановление переговоров о ядерной сделке и сближение с арабскими странами Персидского залива. Новая администрация Ирана получит в наследство нерешенные внутренние проблемы и "сдвинутый лед" в отношении с бывшими недругами. Sputnik Азербайджан побеседовал со старшим научным сотрудником Центра стратегических исследований при президенте Ирана доктором Вали Каледжи о ситуации с выборами в Иране и том, чего ожидать от этих выборов.
Сюрприз не исключен
По мнению эксперта, в ходе предвыборной компании ожидается, что будут подняты многие вопросы, которые есть у иранского общества, такие как проблема общественного здравоохранения с акцентом на эффективную борьбу с коронавирусом и развитие вакцинации; проблема правосудия с акцентом на борьбу с экономической коррупцией; вопрос эффективности правительства, а именно преодоление экономических, социальных и экологических проблем, а также тема внешней политики, в частности, снятие санкций и развитие отношений с соседями, исламскими и арабскими странами.
"Президент – это высшее должностное лицо, избираемое прямым голосованием, глава исполнительной власти и второе важное лицо в стране после Верховного лидера. Некоторые эксперты, в основном на Западе, считают, что президент в Иране не играет такую уж значительную роль в политике страны, но, если мы посмотрим, например, на политику президентов Акбара Рафсанджани (1989-1999), Сайеда Мохаммеда Хатеми (1997-2005), Махмуда Ахмединеджада (2005-2013), мы заметим, что каждая из их администраций специфическая и имела различный подход во внешней и внутренней политике, учитывая также тот факт, что Хаменеи был верховным лидером страны с 1989 года", - сказал Каледжи.
Комментируя вопрос о том, кто наиболее вероятный кандидат на пост следующего президента Ирана, эксперт отметил, что Ибрагим Раиси считается самым популярным кандидатом в президенты в ИРИ. Он баллотировался в президенты еще в 2017 году и проиграл Роухани в соотношении 57% против 38,3%, в связи с чем многие аналитики и эксперты в Иране считают, что именно он станет следующим президентом, однако, нельзя исключать и какие-то сюрпризы.
"В связи с этим стоит вспомнить президентские выборы в 1997 и 2005 году. В 1997 году самым популярным кандидатом был Али Акбар Натег-Нури, глава парламента страны, но тогда выиграл его оппонент Мохаммед Хатеми с 20 миллионами голосов избирателей против семи миллионов голосов за Натег-Нури. При этом Хатеми не был таким уж известным на тот момент политиком. Та же ситуация повторилась в 2005 году, когда самым ожидаемым президентом был Рафсанджани, но неожиданным образом во втором раунде голосования малоизвестный Ахмединеджад выиграл выборы", - отметил Каледжи.
Таким образом, по мнению собеседника Sputnik Азербайджан, хотя Раиси и называют кандидатом на победу, ничего нельзя предугадать. Выиграет тот, кто наберет 50+1% голосов и, если никто из кандидатов не наберет необходимого количества голосов, в конце следующей недели пройдут еще одни выборы - на этот раз между двумя кандидатами, кто набрал наибольшее число голосов, отметил он.
Как изменятся отношения с Азербайджаном
С приходом к власти в Иране нового правительства отношения с Азербайджаном не изменятся, а только будут развиваться, с учетом новой ситуации в Южном Кавказе.
"Хороший уровень отношений двух стран также был подчеркнут еще раз во время недавнего визита министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа в Азербайджан. Поэтому любое правительство, которое придет к власти на предстоящих выборах в Иране, будет следовать этому процессу. Я надеюсь, что с отменой санкций Трампа против Ирана и полным выполнением соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе, особенно со снятием блокады коммуникационных путей и возрождением железной дороги советской эпохи на Южном Кавказе, отношения Тегеран-Баку получат в следующем иранском правительстве дальнейшее развитие", - отметил Каледжи.
Говоря о совместных проектах двух стран, эксперт упомянул международный транспортный коридор Север-Юг, важной частью которого является соединение железной дороги Иран-Азербайджан-Россия. Чтобы установить железнодорожный контакт, необходимо было построить железную дорогу Астара – Решт – Казвин во внутренних районах Ирана.
"Участок железной дороги Решт-Казвин открылся 22 ноября 2018 года. Однако участок Решт-Астара все еще находится в стадии строительства. На эту железнодорожную линию нужно 500 миллионов долларов. А в последние годы санкции администрации Дональда Трампа в отношении Ирана сыграли важную роль в замедлении реализации этого плана. После прихода к власти Джозефа Байдена все три страны - Иран, Россия и Азербайджанская Республика, считают, что с возвращением США к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) и отменой финансовых и банковских санкций в отношении Ирана, необходимо ускорить процесс реализации проекта железной дороги Решт-Астара", - сказал Каледжи.
В то же время некоторые иранские эксперты обеспокоены тем, что проект железной дороги Решт-Астара будет отодвинут на второй план с возрождением после второй Карабахской войны железной дороги советской эпохи.
"На международной конференции "Новое видение Южного Кавказа: постконфликтное развитие и сотрудничество", которая проходила в Баку 10-14 апреля 2021 года, я задал этот вопрос Джейхуну Байрамову, министру иностранных дел Азербайджана. Он отверг эти предположения, заявив, что его стране нужны оба железнодорожных проекта, в том числе железная дорога советских времен и Астара-Астара", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.