Новости

Как защитить детей: госструктуры и правозащитники должны работать вместе

Защитница прав детей в Азербайджане призывает государственные органы к сотрудничеству, чтобы не только выявлять детей, ставших жертвами эксплуатации и насилия, но также помочь вернуть их к нормальной жизни.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Дети, подвергшиеся насилию, предрасположены к демонстративным суицидам и преступности. Об этом в ходе организованной в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан онлайн пресс-конференции по случаю Дня защиты детей заявила председатель "Союза детей Азербайджана" Кямаля Агазаде.

Эксплуатация детского труда

В Азербайджане можно встретить беспризорных детей, и по словам правозащитницы, в основном это выходцы из групп "ромале".

Практически каждый из них является жертвой эксплуатации детского труда. Таковыми считаются все, кто в какой-либо степени находится в зависимом положении, подвергается давлению, прогуливает школу, не имеет свободного времени, плохо питается, лишается сна.

"Имеется достаточно подобных фактов. Многие годы Главное управление по борьбе с торговлей людьми при министерстве внутренних дел АР сотрудничает с Союзом детей Азербайджана. В 2019 году факт принуждения пятилетнего мальчика к продаже на обочине дороги салфеток получил широкий резонанс в обществе. Труд ребенка эксплуатировался. И речь не шла о копейках. Выяснилось, что люди из жалости отдавали ребенку деньги больше стоимости самих салфеток, отказываясь брать покупку", - вспоминает правозащитница.

Ежедневно на дорогах можно встретить десятки детей в подобной ситуации. Многие из них занимаются попрошайничеством.

"Если сегодня десятилетий ребенок стоит с фотографией больного человека, просит подаяние, значит, несовершеннолетний прогуливает занятия в школе. Зачем во время урока он не в школе? И значит, министерство образования закрывает глаза на таких детей", - негодует Агазаде. Она советует не возлагать всю ответственность по защите прав детей на сотрудников полиции, и призывает привлечь к работе представителей других госструктур.

Среди беспризорных детей чаще всего на улицах можно встретить малышей в возрасте 7-8 лет. Их контролируют подростки. А "старшие" надзиратели стоят в сторонке на случай непредвиденных ситуаций. Полиция убирает с дорог несовершеннолетних, но через несколько дней они вновь возвращаются на те же самые участки.

Выявлять факты насилия становится легче

Правозащитница считает, что в стране достаточно продуктивно осуществляется защита прав детей. Неудовлетворительной стороной этой работы является отсутствие действенных механизмов работы с уголовными и административными фактами. Законы работают, есть структуры, которые их соблюдают, однако нет координации между ними, отмечает Агазаде.

Факты насилия в отношении детей были всегда, но в последнее время скрывать их становится все сложнее. На помощь детям "подоспели" социальные сети и мобильные телефоны.

"Сегодня мы больше всего осуждаем деятельность комиссий по делам несовершеннолетних при исполнительных властях районов. Что нужно сделать, чтобы повысить активность этих структур? В этих комиссиях нет социальных работников. В них работают ответственный секретарь, ведущий специалист, психолог и председатель комиссии, который по совместительству является первым заместителем главы исполнительной власти района. Но нужно привлечь профессиональных социальных работников, либо подключить к работе Государственный комитет по проблеме семьи, женщин и детей", - считает правозащитница.

Она уверена , что трех человек из городской администрации недостаточно, чтобы контролировать детей в одном крупном районе, население которого превышает 100 тысяч человек.

Дети - игрушки родителей

Некоторые родители смотрят на своих детей как на частную собственность. Истязания они объясняют родительским правом, данном им от природы. Каждый раз проблемные семьи, где происходят факты агрессии, встречают пришедших на помощь социальных работников утверждениями, что вправе делать с детьми все, что им заблагорассудится, возмущается Агазаде. С подобными фактами правозащитница сталкивается практически каждый раз в проблемных семьях. Сами родители не желают идти на встречу - грозятся демонстративно инсценировать попытку самоубийства, чтобы напугать соцработников.

"Иногда посылаем на место представителей из комиссий по делам несовершеннолетних, но когда те пытаются замять конфликт, приходится вмешиваться самим", - сказала Агазаде.

Ребенок - не принадлежит только родителю. Все предыдущие годы Союз детей Азербайджана пытается объяснить обществу, что дети находятся также и под опекой государства. В качестве примера Агазаде напомнила, как добилась недавно ограничения родительских прав в случае с матерью четырех детей в городе Хырдалан. Тогда правозащитница позвала на помощь органы исполнительной власти и правоохранителей.

В ряде СМИ и соцсетях ранее распространилась информация о том, что четверо малолетних детей проживают в городе Хырдалан Абшеронского района в антисанитарных условиях. Последовавшее затем разбирательство позволило выяснить, что дети находятся в подобных условиях из-за ненадлежащего образа жизни их 34-летней матери.

В связи с тем, что действия женщины создают угрозу для жизни детей, согласно требованиям гражданско-процессуального и семейного законодательства планируется направить обращение в суд с целью ограничения ее родительских прав. Позднее общественность будет проинформирована о принятом решении, сообщает Генпрокуратура.

Четверых беспризорных детей в возрасте шести, пяти, трех лет и одного года, проживающих в городе Хырдалан, забрали у матери и поместили в детский приют.

Читайте также: