Новости

Инцидент с авиарейсом Ryanair: закроют ли воздушное пространство Беларуси

В Европе требуют закрыть воздушное пространство Беларуси для международных рейсов, хотя в новейшей истории есть случаи принудительной посадки бортов и государствами ЕС.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Одной из главных тем воскресенья стал инцидент с экстренной посадкой в Минске самолета Ryanair и последующим задержанием белорусского оппозиционера Романа Протасевича.

Инцидент вызвал осуждение со стороны целого ряда западных политиков. Европейские страны одна за другой потребовали от Беларуси объяснений, в МИД ряд из них вызвал белорусских послов.

В свою очередь официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала шокирующей реакцию Запада на инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске. По ее словам, "жизнь "цивилизованных демократий" по траектории "quod licet Iovi, non licet bovi" ("Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку") давно не актуальна в связи с утратой некогда лидировавшими истинно лидерских качеств". Как отметила дипломат, "кровь и страдания миллионов по всему миру выбили из-под западных демагогов табуретку, с которой они проповедовали".

Для кого закрывала небо Европа

Одной из первых заявила протест Австрия, при том, что в 2013 году была в схожей ситуации. Тогда в Вене вынужденно сел самолет президента Боливии Эво Моралеса. Для него закрыли небо Франция и Португалия, боясь, что на борту может быть бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны. Кстати, самолет обыскали, но Сноудена не нашли.

"Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом Антимайдана. Либо не должно шокировать аналогичное поведение других", - убеждена Захарова.

Она считает, что "использование информационно-политических кампаний для формирования через СМИ соответствующего восприятия уже должного эффекта не приносит - сеть помнит все случаи насильственных похищений, принудительных посадок и незаконных арестов, произведённые "блюстителями порядка и хранителями морали".

А глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин вспомнил о воздушных инцидентах, приключившихся с ним в 2014 и в 2017 годах, и реакции ряда стран Евросоюза на это.

"Польша и Румыния давно занимаются воздушным пиратством. Иначе такие опасные и незаконные действия не назовешь", - написал Рогозин, говоря о полете российской правительственной делегации в Кишинев летом 2017 года по приглашению главы этой страны, когда из-за запрета на пролет самолета через их территорию лайнер приземлился в Минске.

"И это при том, что по дипломатическим каналам власти стран, над которыми проходил маршрут полета, были заранее осведомлены о визите делегации правительства России", - написал Рогозин.

Кроме того, глава Роскосмоса вспомнил и о другом инциденте со своим участием после включения в санкционный список ряда западных стран в 2014 году. Тогда попытку принудить правительственный самолет совершить посадку на своей территории с целью "арестовать санкционного политика" предприняли Румыния и Болгария. На тот момент Рогозин занимал пост вице-премьера и находился под санкциями США и ЕС. При этом Польша, Украина и Венгрия вовсе закрыли для него воздушное пространство (он возвращался из Приднестровья).

Инцидент с авиарейсом Ryanair: закроют ли воздушное пространство Беларуси

Как сажали борт Ryanair в Минске

Самолет, летевший из Афин в Вильнюс со 123 пассажирами, вечером в воскресенье во время пролета над территорией Беларуси получил сигнал о минировании.

По сообщением официальных белорусских СМИ, о нештатной ситуации в воздушном пространстве было доложено президенту Беларуси Александру Лукашенко, который поручил принять самолет. Для сопровождения борта в воздух был поднят истребитель МиГ-29.

После посадки при проверке документов был задержан летевший этим рейсом Роман Протасевич - основатель Telegram-канала Nexta и главред канала "Беларусь головного мозга" (оба признаны в Беларуси экстремистскими). Вместе с ним с рейса сняли 23-летнюю Софию Сапега – студентку Европейского государственного университета (ЕГУ) в Вильнюсе. Ранее Протасевич был объявлен в межгосударственный розыск. В ноябре 2020 года Генпрокуратура Беларуси обращалась в Минюст Польши с просьбой о его заключении под стражу и выдаче для привлечения к уголовной ответственности в качестве обвиняемого по делу о массовых беспорядках после выборов.

Информация о минировании не подтвердилась, в Беларуси было возбуждено уголовное дело о ложном сообщении.

После завершения проверок самолет вылетел в Вильнюс.

Минск против политизации инцидента

Минск готов принять экспертов и продемонстрировать все материалы по инциденту с посаженным накануне рейсом Ryanair, заявил пресс-секретарь министерства иностранных дел республики Анатолий Глаз.

Он считает, что инцидент с самолетом Ryanair политизируют.

"Поражает поспешность откровенно воинственных заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит ее намеренная политизация, звучат ничем не подтвержденные обвинения, клеятся ярлыки", - сказал пресс-секретарь.

По его словам, при этом нет никакого видимого желания в ней объективно разобраться. "Вместо этого незамедлительно снова зазвучали лозунги о санкциях", - обратил внимание Глаз.

"Конечно, чисто по-человечески понятно и печально, что пассажиры указанного рейса столкнулись с определенными неудобствами. Однако правила авиационной безопасности – это абсолютный приоритет, притом везде и для всех", - сказал он.

Затратные санкции

Глава комитета сената США по международным делам Боб Менендес совместно с коллегами из Чехии, Латвии, Германии, Литвы, Ирландии, Польши и Великобритании выступил с заявлением относительно инцидента с экстренной посадкой самолета Ryanair в Минске, призвав, в частности, запретить все полеты над Беларусью.

Но эти санкции ударят прежде всего по авиакомпаниям и их пассажирам.

"Авиакомпании, которые примут решение облетать территорию Беларуси, в худшем случае увеличивают продолжительность полёта на 30 минут. Оценки дополнительных затрат - 1000-1500 долларов в одну сторону, что связано с дополнительным расходом топлива и увеличением продолжительности полёта", - считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.