Новости

Япония подошла к концу долгого пути по легализации своих вооруженных сил

Палата представителей приняла закон о всенародном референдуме по изменениям в конституции и, вероятно, уже летом текущего года он будет одобрен и верхней палатой японского парламента.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как и все страны мира, Япония также озабочена борьбой с коронавирусом, который все еще не желает отступать от Страны Восходящего Солнца. В Токио и в западных префектурах продлен режим чрезвычайного положения, тем не менее, несколько дней назад в Японии зафиксировано свыше семи тысяч инфицированных, чего не наблюдалось с середины января этого года.

Население недовольно своим правительством, считая, что оно не эффективно борется с COVID-19. Пандемия вызвала серьезные экономические проблемы, что также привело к обеспокоенности жителей этой страны. Озабоченность японцев настолько значима, что, по данным социологических опросов, почти 60% граждан страны выступают за отмену проведения в Токио Летних Олимпийских игр.

Рокировка по-японски: Суга сменил бывшего шефа на посту главы правящей партии

Казалось бы, при таких проблемах правительство Японии должно сфокусировать все внимание на продуктивном их решении. Однако, власти Японии предпочли именно в это довольно непростое время продвигать вопрос изменений в конституции страны. Для этого необходимо провести плебисцит.

И вот 11 мая палата представителей (нижняя палата японского парламента), приняла первый закон о всенародном референдуме. Что такого важного собираются менять власти Японии в конституции?

Несомненно, на обсуждение будет вынесен ряд вопросов, но все же ни для кого не секрет, что первым делом Токио стремится придать легальность национальной армии.

Известно, что по действующей конституции Страна Восходящего Солнца лишена возможности иметь армию, военный флот и прочее. После сокрушительного поражения во второй мировой войне Япония была лишена прав иметь все эти инструменты войны, однако уже в 1952 году японцы добились права на создание сил национальной безопасности, в 1954 году были созданы Силы самообороны. Вашингтон дал согласие на это, поскольку был озабочен противостоянием с СССР, а также военным усилением Китая. Все это произошло после того, как в 1951 году Япония заключила договор с США о военном сотрудничестве, по которому Вашингтон имеет право на размещение своих баз в этой стране и нападение на Японию воспринимает как нападение на США.

Отметим, что начиная с первой половины 50-х годов прошлого столетия Силы самообороны Японии совершенствовались и усиливались, давно превратившись в хорошо оснащённую профессиональную армию. Сейчас в так называемых Силах самообороны служат около 250 тысяч военных, есть 700 танков. Их поддерживают с воздуха три сотни истребителей, а японский флот, кроме прочего, имеет в своем арсенале четыре авианосца. Довольно внушительные цифры, не правда ли?

Синдзо Абэ: "принц" японской политики уходит с поста премьер-министра

Эти самые Силы самообороны благодаря всему перечисленному впечатляют и авторитетных военных экспертов, которые причисляют их к десятке мощнейших армий мира. Несмотря на то, что на военные нужды Япония тратит всего около одного процента своего ВВП, даже в этом случае страна в 2019 году заняла восьмое место в мире по расходам на военные нужды.

К легализации армии японские власти идут медленно, но верно. В 2015 году парламент страны расширил полномочия Сил самообороны, разрешив им участвовать в боевых действиях за пределами Японии, защищая дружественные страны.

После этого довольного смелого шага, когда японские власти убедились в том, что ведущие страны довольно снисходительно отнеслись к этому решению, они посчитали, что настало время для отмены девятой статьи японской конституции, которая гласит, что в Японии "никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны".

Для чего нужна легализация армии Токио? Чтобы создать свои вооруженные силы? Так уже все давно создано. В таком случае для чего все это и почему Вашингтон не останавливает Токио?

Думается, что для Японии и японцев - это прежде всего вопрос становления после унизительного поражения во второй мировой войне. Тем не менее, не только в моральных вопросах тут дело. Японцам также не откажешь в прагматичности, и думаю, правительство Ёсихидэ Суга, учитывая международную обстановку, решило активизировать свои действия. Обстановка нынче такая, что Вашингтон вряд ли будет против.

Белый дом обоснованно рассудил, что если Токио тратит около 1% своего ВВП на военные нужды и при этом Силы самообороны Японии входят в десятку сильнейших армий, то что произойдет, если эта страна будет тратить больше? Вашингтон, который однозначно отметил врагов в лице Москвы и Пекина, желает иметь подготовленную в военном отношении Японию, которая могла бы стать довольно серьезным союзником США в противостоянии с Китаем и Россией.

В самой Японии весьма лояльно настроены к желанию властей изменить 9-ю статью конституции и легализировать вооруженные силы. Последние социологические опросы показывают, что большая часть населения страны - за изменения в основном законе. Учитывая это, а также то, что властям удалось убедить оппозицию поддержать их в этом вопросе, то скорее всего закон о референдуме по изменениям в конституции уже летом текущего года будет принят и верхней палатой японского парламента. Это даст возможность правительству Ёсихидэ Суга несколько поднять свой рейтинг, который заметно упал из-за неудач в борьбе с коронавирусом. Не берусь прогнозировать итоги референдума, но очевидно одно: японские власти находятся на последнем этапе долгого пути, по которому они шли с великим терпением после поражения во второй мировой войне – легализации своей армии и флота.