Историческая наука Азербайджана переживает некий кризис. Молодежь стремится получить модные профессии и не очень жаждет заниматься фундаментальной наукой, работать в архивах, ездить в археологические экспедиции.
Институт истории имени Aббаскули Аги Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана недавно объявил о приглашении молодых историков на работу. Институту требуются специалисты по теории истории, историки, заинтересованные в проведении исследований по некоторым периодам средних веков, государствам Атропатена и Албания Азербайджана. Для этой работы требуются молодые люди с магистерским уровнем образования, и обладающие соответствующими языковыми знаниями для работы с источниками по избранным периодам.
Как сообщили в Институте, долгое время внутри этой структуры работали действительно выдающиеся ученые и специалисты высокого уровня, историки и историки-востоковеды. Но впоследствии как бы произошел сбой в процессе смены поколений и по некоторым направлениям в Институте возникли серьезные пустоты.
Попасть на истфак БГУ было делом почти невозможным
Ничего удивительного в том, что специалистов-историков высокого уровня в Азербайджане не хватает. Лет сорок назад попасть на истфак Бакинского государственного университета было делом почти невозможным. Тогда существовал еще Советский Союз, номенклатурных работников для структур КПСС специально готовили на исторических факультетах университетов. В некоторых союзных вузах даже создавали специальные отделения под названием "История КПСС". Номенклатурщиков готовили также на факультетах философии и экономики, но историки занимались идеологическими вопросами.
Закончив истфак университета, вполне можно было рассчитывать на успешную карьеру по партийной лестнице. На одно место в истфаке претендовало в среднем 15-20 человек. Даже когда из Азербайджана стали посылать студентов по целевому направлению в вузы России и Украины, исторические факультеты также были почти недоступны простым смертным. По негласному решению тогдашнего ЦК КПСС Азербайджана в университеты Москвы, Ленинграда и Киева могли подавать документы лишь лица, окончившие русский сектор в самом Азербайджане. Требования к знанию русского языка были высокими. А на истфак были большие конкурсы. Правда, можно было подавать документы на историю-археологию Ташкентского государственного университета. Но и здесь предоставлялось всего четыре места, и был довольно приличный конкурс.
Истфак превратился в один из обычных факультетов
Однако уже к концу 1990-х годов престижные факультеты потеряли былую привлекательность. Страна развалилась, гегемонию КПСС отменили, историки перестали быть востребованными на рынке труда. Учителя в школах и так жили на грани нужды, академическая наука находилась в состоянии застоя и в один миг выпускники истфаков превратились в ненужный балласт для общества. И не только историки, но многие выпускники гуманитарных вузов оказались не у дел и подались в основном в челночный бизнес. Стали ездить в Турцию за шмотками. Кто-то колесил в Иран за жвачками, меняя фотоаппараты и бытовую технику на дешевый шоколад.
Истфак превратился в один из обычных факультетов университета. В других вузах также стали готовить историков, но как бы по принципу конвейера. Выучился человек, получил диплом историка, а вот где будет работать, никого ни интересует. Самый простой вид работы – это устроиться учителем истории в средней школе. А для работы в фундаментальной науке, археологии и с архивными документами нужно готовить особых специалистов.
Это и археолог, и знаток истории, и полиглот
Кто такой настоящий историк высшей квалификации? Это и археолог, и глубокий знаток истории, и человек со знаниями нескольких языков. Хороший специалист, кроме прочего, должен понимать толк в искусстве и антиквариате. А подготовить историка со знаниями древних языков – это очень сложно. Такой работник на вес золота, понятно, почему.
Скажем, недавно журналисты и ученые посетили Азыхскую и Тагларскую пещеры, являющиеся археологическими памятниками мирового значения. Доктор исторических наук, профессор, археолог Асадулла Джафаров заявил, что планируется проведение новых археологических исследований исторических памятников на освобожденных территориях. В результате этих исследований вероятнее всего появится на свет много интересных артефактов, но специалистов по древним языкам или нет, или катастрофически не хватает. Как понять, что написано на добытых в ходе раскопок артефактах?
Причем в Азербайджане не хватает филологов-историков по древним языкам практически по всем направлениям. Таких языков огромное количество и некоторые из них не представляют для нашей страны большого значения. Скажем, латынь изучают во всех медицинских вузах и на филологических факультетах один-два семестра. Студент может научиться что-то писать и читать на латыни. Медикам это нужно для написания рецептов. Также латынь используется в кое-каких фундаментальных науках для обозначения терминов. Но действительных знатоков языка маловато. Историков, изучающих документы на латыни, можно по пальцам пересчитать.
Историков даже по Албании требуется в разы больше
Это по поводу латыни - языка, который доступен почти каждому. А много ли специалистов по таким языкам, как шумерский, аккадский, египетский, эблаитский, хеттский, минойский? Для Азербайджана актуален урартский язык, так как часть этого государства находилось на нашей территории. Клинопись Урарту представляет собой довольно сложные тексты, в которых нужно разбираться. Как отличить эти тексты от других языков? На территории Урарту говорили еще на и мертвом хурритском языке.
Мало у нас специалистов по армянскому и древнеармянскому языкам. А ведь нужно детально сравнивать албанские тексты с армянскими, чтобы понять различия. Албания - более или менее изученная страница нашей истории, но историков даже по этому древнему государству требуется больше. Их надо готовить, а потом обеспечить работой, вовлекать в процесс.
Сегодня история во всем мире приобретает особое значение. Государства ищут доказательства древности своей истории. Наука пересматривает многие ранее устоявшиеся мифы. Подготовка историков, языковедов и специалистов для научной деятельности организована на самом высоком уровне.
Молодежь не жаждет идти в науку, проще выучиться на маркетолога
Почему в Азербайджане не хватает своих историков высокого уровня? На это есть довольно простой ответ. Молодежь не жаждет идти в науку, предпочитает выучиться на менеджера, маркетолога, пиарщика или дизайнера. Заработок приличный, и весьма уважаемые профессии. Много ли платят историку за столь нервную работу? Мировой славы добиться трудно, а на изучение древних языков уйдет полжизни.
Сегодня историческую науку нужно возрождать кардинально. У нас по государственным программам в зарубежные вузы ежегодно едут учиться множество студентов. Банковских работников хоть отбавляй, а историков не хватает. Так что историкам нужно создавать особые условия: талантливых направлять в престижные вузы, создавать вакансии с приличным окладом и предоставлять возможность для научной деятельности. Надо готовить, и надо беречь.
В Азербайджане интерес к истории нужно подогревать всеми возможными способами. Снимать художественные и документальные фильмы, анимации, выпускать серьезные научные работы и увлекательные исторические романы. Музеи истории и краеведческие музеи должны быть во всех крупных городах и региональных центрах страны. Культурно-историческое наследие должно стать объектом пристального изучения. Дети и подростки должны воочию знакомиться с памятниками истории. Только так можно будет поддержать интерес молодежи к истории.