Пандемия COVID-19 показала устойчивость природного газа против нефти: так, во время пандемического кризиса производство газа на мировых рынках уменьшилось всего на 3,5% против около 20%-го снижения производства нефти.
В Баку и на Абшероне построят солнечную электростанцию >>
Кроме того, снизился спрос на газ именно трубопроводный – спрос на сжиженный же газ, напротив, увеличился на 5%. Кроме того, ведущие аналитики в нефтегазовой сфере прогнозируют рост спроса на сжиженный газ вдвое до 2035 года.
Тут возникает вопрос – чем же сжиженный газ заслужил такой интерес и в чем его преимущества по сравнению с трубопроводным газом?
Главным преимуществом сжиженного газа (СПГ, LNG) считается легкость в транспортировке - LNG-танкерами и контейнерами его можно доставить в самые труднодоступные регионы мира. В отличие от трубопроводного газа, который доставляется на рынки только лишь построенными газопроводами и только по определенному маршруту, сжиженный газ достигает потребителя вне зависимости от расстояния между поставщиком и покупателем.
Кроме того, производитель СПГ может своевременно реагировать на настроение газового сектора и перенаправить товар на другой рынок сбыта, даже если тот находится на другом континенте, в зависимости от изменения динамики и спроса на топливо. Это делает рынок сжиженного газа более гибким и конкурентоспособным.
В Азербайджане начал работу филиал сети центров IV промышленной революции >>
Другой немаловажный момент: в транспортировке сжиженного газа, в отличии от трубопроводного, отсутствует риск аварий на газопроводах, что обеспечивает своевременную поставку топлива заказчику. Так, газопроводы не раз становились объектом диверсий и террористических атак, в результате чего останавливалась транспортировка по ним, иногда на несколько месяцев.
Сжиженный газ больше всего полюбился странам, которые ввиду своего географического расположения не могли выйти на мировые рынки в виде экспортера: такие страны как Австралия, Малайзия и Индонезия благодаря удобству транспортировки СПГ могут создать конкурентоспособную среду на мировом газовоспроизводственном рынке.
К тому же контракты на СПГ обычно заключаются на недолгосрочной основе, и не предполагают раздела "бери или плати", что вынуждало ранее импортеров покупать избыточный газ, иногда в ущерб себе.
Еще одним плюсом сжиженного газа является то, что его можно очистить от выбросов и получить углеродно-нейтральный газ. На фоне роста тенденций к использованию энерготоплива с минимальными выбросами, и перехода к "зеленой энергетике", нейтрально-углеродный сжиженный газ как нельзя лучше соответствует мировым стандартам и таким образом "набирает себе очки".
Стоит ли Азербайджану полагаться на альтернативную энергетику – отвечает эксперт >>
Но наряду с преимуществами сжиженного газа нужно отметить и минусы LNG-топлива. Сжижение газа на специальных заводах - довольно затратное дело. Так, согласно отчету министерства энергетики США, в среднем сжижение тысячи кубических футов газа обходится в 2,2 доллара, если добавить к этой цифре еще стоимость транспортировки газа до конечного пункта назначения, можно получить большую стоимость, чем за тот же объем трубопроводного газа.
Другая сложность состоит в том, что странам, которые закупают сжиженный газ, нужно иметь терминалы по приему СПГ, так называемые терминалы регазификации. Они успешно функционируют в 42 странах, но самые мощные из них собраны в Японии и Европе.
Тем не менее, несмотря на несущественные минусы, сжиженный природный газ остается лидером на рынке, на что указывает и решение многих стран отказаться от контрактов на закупку трубопроводного газа в пользу СПГ. Также можно наблюдать заметно возросшие инвестиции в строительство и модернизацию СПГ-терминалов в странах-импортерах топлива, и параллельное увеличение инвестиций в строительство заводов по сжижению газа в странах-экспортерах. Заметим, что даже государства, не имеющие собственных месторождений газа, импортируя его по трубопроводу, могут стать экспортером сжиженного газа при наличии мощностей по производству СПГ, и таким образом превратиться из импортера энергоносителей в экспортеров.