Он был невероятно талантлив и обладал потрясающим обаянием. Этот актер, которому сегодня исполнилось бы 80 лет, начиная со второй половины шестидесятых годов и до самой своей кончины в 1987 году, был невероятно популярен. Этого он добился своей искрометной игрой, как в театре, так и в кино. Более того, зрители с нетерпением ждали его сольных выступлений на телевидении, а грампластинки с песнями в его исполнении мгновенно раскупались.
Андрей Миронов - явление в советском театре и кинематографе. Он был исключительно талантлив, имея громадное количество поклонников, которые не пропускали ни единого его театрального спектакля и с нетерпением ждали каждый фильм с его участием. Если в картине был занят Андрей Миронов, то создатели фильма, еще до премьеры своего детища могли быть уверены в зрительском успехе.
При такой невероятной популярности, Миронов оставался скромным и светлым человеком. О его остроумии ходили легенды, но все люди, близко знавшие его, утверждали, что актер своими шутками и остротами никогда не наносил обид.
Андрей Миронов был начисто лишен зависти (такой частой в актерской среде), никогда не ставил себя в разряд богемных личностей и был удивительно светлым человеком.
Родился он в 1941 году - в самый канун войны, в семье известных артистов эстрадного жанра Александра Менакера и Марии Мироновой. Родители были большими оригиналами, и по рождению сыночка 7 марта, решили записать его на 8 марта, объяснив сей поступок тем, что Андрюша будет подарком для женщин. Можно сказать, что они предрекли большой успех Андрея Миронова среди представительниц прекрасного пола.
Он был болезненным ребенком, но родителям все же удалось выходить сына. Болезнь, которая возникла у Андрея с самого его рождения, в конце концов привела к его ранней смерти. Но тогда, во времена детства, Андрюша Менакер чувствовал себя достаточно хорошо.
В 1948 году, когда Андрей пошел в первый класс, родители решили, что лучше будет, если он возьмет фамилию матери. Так он стал Андреем Мироновым.
Наверное, не стать актером он не мог. Андрей с самого детства, благодаря родителям, видел и слушал великих мастеров МХАТа. Мальчик вырос в творческой обстановке и вполне понятно, что в 1958 году, закончив школу, он поступил в знаменитое Театральное училище имени Щукина.
По окончании училища Миронов попытался попасть в вахтанговский театр, но его не взяли. Однако, молодого актера пригласил в Театр сатиры известный режиссер Валентин Плучек. Так до конца жизни Андрей Миронов служил в этом театре, сделав для его популярности среди театралов несравненно много.
Он был примой этого коллектива и создал на сцене театра много незабываемых образов. Мне довелось видеть Андрея Александровича на сцене в таких знаменитых спектаклях, как "Маленькие комедии большого дома" Арканова и Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, "Горе от ума" Грибоедова. На сцене Андрей Миронов был восхитителен, он все время импровизировал, был потрясающе убедителен и пользовался огромной любовью театральной общественности, и не только в Москве. В те времена Театр сатиры часто гастролировал и вдобавок наиболее выдающиеся спектакли этого коллектива демонстрировались по всесоюзному телевидению.
А в кино, которое сделало Миронова неслыханно популярным, он начал сниматься еще, будучи студентом. Выдающийся советский кинорежиссер Юлий Райзман пригласил Миронова на маленькую роль в знаковый фильм тех времен "А если это любовь?". В 1962 году он снимается у другого известно мастера - Александра Зархи в картине "Мой младший брат".
Но узнаваемым Миронов стал после триумфального успеха комедии "Три плюс два". В этом фильме, он вместе с Натальей Фатеевой, Натальей Кустинской, Евгением Жариковым и Геннадием Ниловым составили незабываемый актерский квинтет, который надолго остался в памяти зрителей.
Несмотря на то, что после этой комедии, Миронов в фильме "Год как жизнь" сыграл Фридриха Энгельса, великий Эльдар Рязанов рискнул пригласить актера, недавно сыгравшего одного из классиков марксизма-ленинизма, на роль деляги Димы Семицветова в свой знаменитый фильм "Берегись автомобиля". Дуэт Андрея Миронова и Анатолия Папанова в этом фильме был неимоверно удачен и сделал немало для триумфа картины.
Актер продолжает свою работу в кино и привлекает к себе внимание еще одного великого комедиографа советского кинематографа - Леонида Гайдая. Режиссер приглашает Миронова на роль Геши Козадоева в свой шедевр - "Бриллиантовую руку". Гайдаю было важно, чтобы, несмотря на всю отрицательность этого образа, Геша выглядел бы все же довольно обаятельным. Миронов с блеском справился с задачей, а его партнерами были великие Юрий Никулин и Анатолий Папанов.
В этой же картине Миронов дебютировал как певец. Он исполнил песню "Остров невезения", при этом продемонстрировав с экрана блистательную ритмику танцора. В те времена эта песня была невероятно популярной - вышла пластинка с песнями из "Бриллиантовой руки", где впервые с грампластинки звучал голос Миронова.
Актер неоднозначно относился к этой роли. Он никак не мог смириться с тем, что зрители считают его главной работой в кино именно Гешу Козодоева.
Миронов действительно был разносторонним актером, его профессиональный диапазон позволял создавать образы не только комедийные, но и драматического и трагедийного звучания. Если в театре он достигал желаемого, то в кино, в большинстве своем, режиссеры продолжали эксплуатировать комедийный дар актера.
Неизвестно, по какой причине Гайдай не пригласил Миронова на роль Остапа Бендера в своей версии "12 стульев", но на пробы Миронов был приглашен. Однако роль Бендера отдали Гомиашвили. Этот факт, и еще то, что Миронов твердо решил не повторяться, сыграл, наверное, важную роль в том, что он отказался создавать образ Жоржа Милославкого в очередном шедевре Гайдая - фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Жаль… При всем уважении к Леониду Куравлеву, если бы Милославского сыграл Миронов, то этот образ наполнился бы более сочными красками и искрометностью. Но Миронов отказался, и больше у Гайдая не снимался.
К началу 70-х популярность Андрея Миронова была невероятной, а актер продолжал оставаться необыкновенно скромным, интеллигентным. На мой взгляд, именно в первой половине 70-х годов, Миронов создал один из главных своих актерских шедевров: учителя фехтования Шиловского по прозвищу Маркиз в фильме Владимира Бычкова "Достояние республики".
Его партнером по фильму был Олег Табаков. Я не припомню другой какой-либо картины, где бы Табаков оставался в тени другого актера. Но в "Достоянии республики" Миронов был бесподобен, он был великолепен и даже такой гигант актерской игры, как Табаков, не смог солировать рядом с ним.
Миронов в картине фактически играл самого себя. Красивый, добрый, справедливый и азартный Маркиз, полностью соответствовал внутреннему содержанию актера. А как он пел в этом фильме! Помните "Бжик-бжик-бжик, уноси готовенького…"? Эта его "Песенка о шпаге" моментально стала шлягером и исполняется до сих пор.
Отказавшись играть у Гайдая, тем не менее, Миронов продолжат сотрудничать с другим создателем великих комедий - Эльдаром Рязановым. Он снялся у него в маленькой роли в "Стариках-разбойниках", а потом - в главной роли в совместной советско-итальянской комедии "Невероятные приключения итальянцев в России". Актер сам исполнял опасные трюки, которыми был насыщен фильм. Миронов и Евстигнеев были в этой картине более органичными, чем их итальянские коллеги. Именно за этот фильм он получил звание заслуженного артиста РСФСР.
И, наконец, "Ирония судьбы". В этот фильм Миронов был приглашен на роль Ипполита, но очень хотел сыграть Лукашина. Рязанов не мог отказать любимому актеру. Но пробы убедили режиссера, что Миронов не подходит. А он смог убедить актера в том, что зритель не поверит, что Лукашин не пользовался успехом у женщин, если играть эту роль будет дамский любимец Миронов. В конце концов Андрей вынужден был с этим согласиться.
Работал он с Рязановым еще в "О бедном гусаре замолвите слово", где читал текст от автора и являлся исполнителем нескольких песен.
Миронов создает один актерский шедевр за другим. Вспомним дирижера в водевиле "Лев Гурыч Синичкин", Фадинара в "Соломенной шляпке" и Флоридола в "Небесных ласточках". А фильмы его друга, великого режиссера Марка Захарова? Миронов, сыграв Остапа Бендера в "12 стульях" версии Захарова, просто покоряет зрителей своей трактовкой образа великого комбинатора.
Великолепен его министр-администратор в другом шедевре Марка Анатольевича - "Обыкновенное чудо"!
Миронов, вкупе со своими друзьями и коллегами по театру Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным, с большим успехом снимается в телефильме Наума Бирмана "Трое в лодке, не считая собаки".
Особняком в творчестве актера стоит роль Ханина в картине великого режиссера Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Эта роль была чуть ли не единственной возможностью для Миронова, сломать сложившиеся стереотипы его восприятия кинорежиссерами. Он сделал это великолепно - был в роли Ханина потрясающе убедителен и, наверное, со временем ему бы удалось получать роли, наполненные глубочайшим внутренним содержанием. Он множество таких образов создавал на сцене, но в кино режиссеры ему таковых не предлагали.
Миронов успешно сотрудничал и с Аллой Суриковой. Как он прекрасно, нежно и очень по-доброму сыграл детского врача Виктора в "Будьте моим мужем"! Блистательная когорта актеров была занята в этом фильме, но солировал все же Андрей Миронов.
Последний фильм актера был снят также Аллой Суриковой – "Человек с бульвара Капуцинов". Притом, режиссер согласилась снимать этот фильм, только при условии, если главную роль Фёста будет играть Миронов. Караченцов, Табаков, Мишулин, Фатеева, Боярский, Ярмольник, Яковлева, Польских - это еще не полный перечень выдающихся актеров, которые снимались в этой искрометной вестерн-комедии. Андрей Миронов был в своей роли просто неповторим, и как всегда играл первую скрипку в этом бесподобном актерском ансамбле. Фильм произвел фурор и собрал громадное количество зрителей. Такого успеха не было у фильмов, где снимался Миронов, со времен "Бриллиантовой руки". Но, к сожалению, актер этого не увидел.
Ольга Аросева: незабываемая и обаятельная пани Моника >>
Миронова все чаще начали беспокоить болезни. Он лечился, но одна болезнь сменялось другой. 14 августа во время гастролей в Риге, прямо на сцене, когда актер в очередной раз играл Фигаро, ему стало плохо. Александр Ширвиндт увел Миронова со сцены, актеру вызвали скорую. Миронов сказал Ширвиндту: "Шура, голова болит". Это были последние слова Андрея Миронова.
Через два дня, великий актер и светлый человек Андрей Александрович Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг. Ему было всего 46 лет.