БАКУ, 16 фев — Sputnik. В России в школьных учебниках по истории устранена ошибка, связанная с Азербайджаном, сообщили АПА в посольстве АР в РФ.
В каких учебниках нашли ошибку?
На 90–й странице шестого издания учебника для 9-го класса "История России. XIX - начало XX века" (авторы - Ляшенко, Волобуев, Симонова), изданного в 2020 году в московском издательстве "Дрофа", отмечается переход "Восточной Армении" в состав России по Туркменчайскому мирному договору, подписанному в 1828 году.
На 91-й странице шестого издания учебника для 9-го класса "История России 9. Часть1" (авторы - Арсентьев, Данилов, Левандовский, Токарев), изданного в 2020 году в московском издательстве "Просвещение", подчеркивается, что по Туркменчайскому мирному договору, подписанному в 1828 году, территория "Восточной Армении" - Иреванское и Нахичеванское ханства - вошли в состав России.
В связи с тем, в указанных учебниках искажены исторические факты и в тексте Туркменчайского договора территория под названием "Восточная Армения" вообще не упоминается, посольство Азербайджана в Москве направило обращения в министерство иностранных дел и министерство просвещения России для внесения соответствующих поправок.
Ответ российский стороны
В министерстве просвещения РФ пояснили, что в советской и российской исторической литературе при освещении условий подписанного между Россией и Ираном в 1828 году Туркменчайского договора, отражающего передачу России Иреванского и Нахичеванского ханств, используется термин "Историческая область Восточная Армения".
Однако, учитывая, что вышеуказанная историческая область не упоминается в тексте самого Туркменчайского договора, из учебника 9-го класса "История России. XIX – начало ХХ века" было удалено выражение "Восточная Армения".
Что же до учебника 9-го класса "История России 9. Часть 1", то в нем понятие "Восточная Армения" дается в чисто географическом контексте. В ходе перепечатки учебника будут внесены соответствующие коррективы, чтобы исключить понятия, которые не могут быть истолкованы однозначно, заверили в ведомстве.
Проблема с учебниками и в Азербайджане
Министерство образования заинтересовано в пересмотре содержания учебников, считает министр образования Эмин Амруллаев.
По его словам, в учебниках могут быть опечатки. Однако, в настоящее время министерство интересует содержание учебников и то, насколько они могут быть полезны для учащихся.
С 1960 года в качестве нового предмета в учебную программу вошла только информатика. Оставшиеся предметы остались неизменными.
"То есть, сегодня наши дети проходят практически те же предметы, что и мы, и их содержание почти не изменилось. Вопрос об изменении содержания учебников в первую очередь должны поднять преподаватели математики, чтобы выяснить, сохранилась ли значимость того содержания, которое они проходили в 1970-80 годы. Я бы не сказал, что не сохранилась – это было бы несправедливо. Но давайте зададимся вопросом: зачем нам изучать в школе тригонометрические неравенства? Ведь реальность в том, что 90% детей их не усваивают. Я уверен, что меня будут обвинять за это высказывание", - заявил министр.
По его словам, ровно как и 20 лет назад, сегодня школьники также не усваивают эту тему.
Учебники будут менять по форме и содержанию
Героизм и воля к победе, проявленные азербайджанцами в Карабахе, должны сыграть исключительную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании их личности, отмечают эксперты в области образования.
Член Общественного совета при министерстве образования Ильгар Оруджев отметил, что 10 ноября - одна из величайших дат в истории Азербайджана, и очевидна необходимость в написании новых учебников. Надо, чтобы в этих учебниках рассказывалось о жизни, боевых заслугах героев, сражавшихся за освобождение родных земель.
При этом он указал, что подготовка учебников – дело непростое, и занимает определенное время: "Надеюсь, все эти вопросы будут включены в учебники следующего года. Однако, если по срокам заменить книги для следующего учебного года не получится, то будут подготовлены дополнительные учебные пособия".
Эксперт в сфере образования Камран Асадов в свою очередь указал, что школьные учебники, помимо прочего, имеют важное воспитательное значение: "За 44 дня войны Азербайджан написал свою историю победы, восстановив свою территориальную целостность. Героизм и воля к победе, проявленные нашими соотечественниками в этой войне, должны сыграть исключительную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании их личности".
Что касается изменений в учебниках, то они, по словам эксперта, коснутся и их оформления. В частности, в следующем году будут изменены обложка, дизайн и оформление учебника по истории Азербайджана для 11-го класса. Так, например, для обложки предлагается использовать ставшую уже знаменитой фотографию артиллериста Вусала Шахкеримова, отметил Асадов.
Изменения также затронут содержание учебников: "Если раньше в начале учебников и дневников рассказывалось об оккупированных территориях, то теперь вместо них будет написано об освобожденных территориях, о победе Азербайджана.
Кроме того, будет говориться о том, что планируется сделать на освобожденных территориях, в том числе с правовой точки зрения. Отныне учебники будут написаны не в пессимистическом, а в боевом духе, указал Асадов.
Изменения также коснутся содержания учебников для начальной школы. Так, в них будут включены стихи и рассказы о героях войны, о славной победе Азербайджана.
Читайте также:
- В Азербайджане издан учебник армянского языка
В русском секторе уже по-русски не говорят: эксперт о проблемах учебников