БАКУ, 12 янв — Sputnik, Александра Зуева. Рабочая группа, которую возглавят вице-премьеры России, Азербайджана и Армении, в ближайшие месяцы должна представить планы по развитию Нагорного Карабаха. В частности, согласно подписанному лидерами Азербайджана, России и Армении соглашению, до 1 марта должен быть представлен перечень и график реализации мероприятий, нацеленных на организацию международных перевозок.
Сам Баку не только заверяет, что у Армении будет железнодорожное сообщение с Россией через Азербайджан, но и намерен построить по этому же маршруту - через Мегри - автомобильную дорогу.
О том, какие препятствия могут возникнуть на пути реализации соглашения и открытия этой дороги через Мегри, Sputnik Азербайджан поинтересовался у депутата Расима Мусабекова, который не сомневается - Ереван заинтересован в том, чтобы выйти из транспортной блокады.
Однако, проблема тут, по мнению парламентария, заключается в другом. Армянская сторона, судя по тому, как она упорно пытается откреститься от мегринского варианта, хочет, чтобы дорога проходила не через Мегри, а через Иджеван.
Мусабеков напомнил, что в советское время была железная дорога Газах-Иджеван, которая вела из Азербайджана в Армению. Эта дорога проходит через всю территорию Армению и уже дальше на Нахчыван, Иран и Турцию. Именно ее, по мнению депутата, армянская сторона и хочет восстановить.
"Им это выгодно, так как в этом случае будет задействована большая часть железной дороги Армении. Они смогут на этом хорошо зарабатывать. Плюс – у них будет больше контроля над дорогой. Они же не просто так за эти годы подчистую разобрали мегринскую дорогу. Они хотят, чтобы ее не было вообще", - считает он.
При этом, собеседник Sputnik убежден, что Баку не пойдет на встречу армянской стороне в этом вопросе. Азербайджанская сторона и далее будет настаивать на том, чтобы дорога была открыта именно через Мегри. И в случае, если Армения начнет упорствовать, она может и вовсе остаться в блокаде.
Что же до автомобильной дороги, то тут, по словам Мусабекова, тоже есть загвоздка. В советское время автомобильная дорога через Мегри практически не использовалась и даже не была достроена. По этой территории проходила только железная дорога, а автомобильная шла через Лачин, Горис, Шахбуз и выходила на Нахчыван.
"Эта дорога, если ее безопасность будет обеспечиваться российскими миротворцами, также может быть открыта в будущем. Но Азербайджан настаивает на дороге через Мегри", - подчеркнул он, добавив, что Баку и в советское время настаивал на том же, а армянская сторона всячески этому препятствовала.
Впрочем, советские власти также не позволяли осуществлять автомобильные перевозки в приграничной зоне. Но сейчас времена изменились. Азербайджан хочет как восстановления железной дороги через Мегри, так и строительства автомагистрали, отметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Парламентарий также указал на то, что у Азербайджана, в отличие от России, есть самостоятельный выход как на Иран, так и на Турцию. Поэтому Москва также заинтересована в открытии этой дороги.
"Понятно, что попытки продвинуть идею о том, что "пока участок через Мегри будет восстанавливаться, давайте пользоваться дорогой через Иджеван" будут. Но Баку такой вариант вряд ли устроит. В любом случае, Азербайджан будет настаивать на своих вариантах разблокировки коммуникаций", - заключил депутат.