Новости

Майя Плисецкая: важно танцевать музыку, а не под музыку

Она била все рекорды по долгожительству в балете и всегда была в блистательной форме, но имела очень непростой характер и открыто ненавидела советскую власть.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Великой балерине и потрясающей женщине Майе Михайловне Плисецкой 20 ноября исполнилось бы 95 лет. Этой великолепной женщине я обязан тем, что в далеком своем детстве полюбил балет на всю жизнь.

Алескер Алекперов : величайший кудесник азербайджанского театра

Старшее поколение моей семьи было заядлыми театралами, они отдавали должное драматическим постановкам, очень любили оперу, ценили хорошую оперетту, но к балету их отношение было достаточно прохладным. Никак не понимая такого отношения, я пристал с вопросом: "А почему ты не любишь балет?" к своей тете Зивер ханум Пашабейли, известному врачу-диагносту и большому эрудиту. Она, улыбнувшись, сказала, что ответит мне словами великой драматической актрисы Малого театра, народной артистки СССР Елены Гоголевой. Оказалось, что и Гоголева не жаловала балет, и объясняла это тем, что не понимает, почему для того, чтобы выразить любовь, нужно поднимать ногу выше головы.

Не могу сказать, что это объяснение меня удовлетворило, но спорить дальше я не стал, тем более что у нас в семье вкусы не насаждались и увлечения каждый выбирал себе сам.

Меня искусство танца покорило с того самого времени, как я увидел по телевидению "Умирающего лебедя". Будучи еще в дошкольном возрасте, я просто замер перед телевизором, наблюдая этот потрясающий танец. Да, музыка великого Сен-Санса божественна, но меня приковали к экрану с первых же секунд руки танцовщицы, которые напоминали крылья. Это было невероятно! Тогда я в первый раз услышал имя Майи Плисецкой, и с тех самых пор стал поклонником этой великой балерины, которой сегодня исполнилось бы 95 лет.

Майя Плисецкая: важно танцевать музыку, а не под музыку

Плисецкой судьбой было предписано стать балериной. Ее отец был крупным советским хозяйственником, а мать - актрисой немого кино. После того как отец был репрессирован, а мать скоро тоже постигла незавидная участь, Майю к себе забрала тетя Суламифь Мессерер. Они вместе со своим братом Асафом в те времена были признанными примами балетной труппы Большого театра.

Людмила Гурченко: "Пять минут" и вся жизнь

Сама Майя, несмотря на это, в балерины не стремилась, а хотела стать драматической актрисой, как ее другая тетя - Елизавета. Однако, вскоре все же выбрала балет.

После блистательной учебы в хореографическом училище она была зачислена в труппу Большого театра, где и трудилась долгое время.

Мне выпало счастье видеть Майю Михайловну на сцене Большого в таких знаковых спектаклях, как "Лебединое озеро" Чайковского, "Дон Кихот" Минкуса, "Раймонда" Глазунова, "Кармен-сюита" Бизе-Щедрина. Это было волшебство!

Отмечу, что кроме того, что Плисецкая была неповторимой танцовщицей, она вместе с этим была потрясающей личностью, и ее изумительную харизму ощущал весь зрительный зал. Невероятные руки балерины, ее отточенные движения, изумительный прыжок, когда она на мгновение зависала в воздухе, магически действовали на поклонников балета.

Майя Плисецкая: важно танцевать музыку, а не под музыку

Да простят меня другие великие балерины, на которых Советский Союз был богат, но в тех партиях, которые танцевала Плисецкая, лично я не мог представить никого. Все свои партии она выполняла настолько неповторимо, что другие балерины вкупе с их безусловным профессионализмом не производили на меня такого ошеломительного впечатления. Единственное исключение - это исполнение партии Раймонды в одноименном балете Глазунова примой Мариинского театра (в те времена театр оперы и балета имени Кирова) Ириной Александровной Колпаковой. Она смогла сделать так, что я, не сравнивая ее с Плисецкой, просто был восхищен ее великолепным танцем. Но это был единичный случай.

Олег Меньшиков: актер с широчайшим актерским диапазоном

Конечно же, я наслаждался танцем изумительных балерин того времени, продолжаю делать это и сейчас, но все же для меня лично вершина искусства балерины - это Майя Михайловна Плисецкая. Ее необыкновенная выразительность, страстность, динамичность, в которых сияла ярчайшая индивидуальность великой балерины, не забудутся никогда. Она воздействовала на зал не только танцем, но и взмахом ресниц, взглядом, движением брови, поворотом головы. Она жила танцем, и недаром в одном из своих интервью Майя Михайловна сказала, что "важно танцевать музыку, а не под музыку", что она и делала всю свою творческую жизнь. А она у Плисецкой была долгой. Она била все рекорды по долгожительству в балете. И всегда была в блистательной форме.

Женщину с такой харизмой не могли не привечать кинематографисты. Она принимала участие в телеэкранизации балетов "Болеро" и "Айседора", "Чайка" и "Дама с собачкой". В экранизации романа Толстого "Анна Каренина" известного режиссера Александра Зархи Майя Плисецкая сыграла Бетси - светскую львицу, которая, несмотря на просматривающуюся скуку, продолжает быть катализатором того образа жизни, который был принят обществом того времени. Отмечу, что Плисецкая прекрасно справилась с этой ролью, так что дебют актрисы в академической роли в кино удался.

Майя Плисецкая: важно танцевать музыку, а не под музыку

Потом она снялась в роли певицы Дезире в киноленте "Чайковский" режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину "Зодиак", где Плисецкая сыграла музу Чюрлениса.

В 1976 году великий режиссер Анатолий Эфрос пригласил приму мирового балета в телевизионный фильм "Фантазия" по повести Ивана Тургенева "Вешние воды". Майя Плисецкая блестяще сыграла роль Полозовой. В действие картины были включены хореографические дуэты в постановке балетмейстера Елизарьева.

Однако, у Майи Михайловны был очень непростой характер. Она ненавидела советскую власть и чуть ли не открыто демонстрировала это. Не сложились у нее отношения и с великим балетмейстером Юрием Григоровичем. В конце концов, Плисецкая в 1990 году вынуждена была уйти из Большого театра.

Великую танцовщицу приглашали самые известные театры мира. Она не только танцевала в спектаклях, но и руководила балетной труппой. Годы шли и выступлений становилось меньше.

Майя Плисецкая: важно танцевать музыку, а не под музыку

В личной жизни Плисецкой была большая и взаимная любовь. Она до конца жизни находилась в браке с выдающимся композитором Родионом Щедриным. Плисецкая всю себя отдавала балету и потому супругам так и не удалось иметь детей.

Умерла великая балерина в 2015 году в возрасте 90 лет в Мюнхене, где они с Щедриным жили последнее время. Она ушла раньше мужа (была старше его на 7 лет), но по их совместному завещанию, ее прах после смерти мужа смешают с его прахом и только тогда развеют над Россией.