Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Журналистка канала CNN Türk Фулья Озтюрк стала одной из первых, кто донес до мировой общественности информацию о трагедиях, произошедших в Гяндже и Барде, а также о победе Азербайджана во Второй Карабахской войне. Своими впечатлениями от увиденного она поделилась в интервью Sputnik Азербайджан.
- Фулья, это была ваша первая поездка в Азербайджан?
- Да. Честно говоря, до этого не доводилось сюда приезжать. Мне одновременно печально, что мой первый приезд был связан с такими трагическими событиями, но при этом я рада и горда, что стала свидетельницей победы Азербайджана. Перед моим приездом сюда дядя рассказал мне, что мои предки по маминой линии - выходцы из Южного Азербайджана. Может, поэтому, приехав сюда, я сразу почувствовала какую-то связь и полюбила вашу страну. Здесь я чувствую себя, как на родине. Хотя никогда раньше здесь не бывала, я хорошо знаю историю Азербайджана, его достопримечательности.
- Сколько лет вы в этой профессии?
- Я уже 15 лет работаю на телевидении. Из них восемь лет прошли в прифронтовых зонах, я - военный журналист. Никогда не испытывала страха и не боялась. Моя семья уже привыкла к тому, что я все время там, где идут военные действия.
- Вы были одной из первых, кто отправился на место трагедии в Гяндже и Барде после ракетного обстрела со стороны вооруженных сил Армении, чтобы показать всему миру происходящее…
- Да. Мы были в отеле и собирались ложиться спать, когда внезапно услышали взрыв. Из-за того, что вся наша команда уже привыкла к подобному, мы даже спим в одежде, поэтому сразу выбежали на улицу и отправились на место трагедии. Мы были в шоке от увиденного. Все было разрушено. Во время работы я стараюсь оставаться спокойной, не показывать эмоции, но тогда просто не могла сдержаться. Когда коснулась руки грудного ребенка, который уже был мертв, я не смогла сдержать слез. Многие коллеги потом меня упрекали, но в тот момент я просто не могла контролировать свои чувства. Это все невозможно выразить словами.
После Гянджи ракетному обстрелу также подверглась Барда. Мы сразу же отправились туда. Я там ровно семь часов простояла возле мертвых тел. С трудом выдерживала запах крови. До сих пор его ощущаю. После окончания съемок я настолько сильно начала рыдать, что все местные жители смотрели только на меня. Я все задавала вопрос: "Почему люди должны умирать?". Не могла понять, почему Армения выбрала самый ужасный путь в этой войне – удар по мирному населению. Это все на меня очень сильно подействовало. Рада, что благодаря репортажам - моим и моих коллег - мир увидел их настоящее лицо.
- Что для вас было самым запоминающимся?
- Знаете, я освещала военные события, происходящие и в Сирии, и в Африке, и в Сомали, и во многих других местах, но карабахская война вписала в мою карьеру совершенно другую страницу. В основном на линии фронта я чаще всего бываю рядом с солдатами, а в Азербайджане я была рядом с мирными жителями. Мне трудно было видеть смерть невинных людей, особенно детей.
- А освобожденные территории Азербайджана посещали?
- Да, я посетила Физули, Джебраил. Очень хотела бы еще увидеть Шушу. Надеюсь, во время своего следующего приезда и эту мечту смогу реализовать.
- Слава Богу, что все уже закончилось…
- Да. Новость о победе Азербайджана также сообщили ночью. Мы сидели в отеле и вдруг услышали крики людей. Честно говоря, я вначале сильно испугалась. Выбежала из гостиницы в тапочках. На улице встретила парня, который мне сообщил о победе Азербайджана. Я была очень счастлива.
Знаете, когда началась война, я сама пошла к нашему директору и уговорила его отправить меня в Азербайджан. Я сказала, что даже если получу ранения или погибну, не пожалею, что приехала. Очень сильно хотела, чтобы ваша страна победила и молилась за нее. Рада, что моя мечта исполнилась. Если бы вернулась в Турцию, не увидев победу, то очень бы расстроилась.
Сейчас я спокойна за Азербайджан и азербайджанцев. Спасибо всем жителям Азербайджана за любовь. Можете быть уверены, что она взаимна. Карабах – это Азербайджан, и иначе быть не может!