Велосипедное дело ширится во всем мире. Все цивилизованные страны создают условия для развития этого вида спорта. Строятся безопасные, отдельные велосипедные пути, велотреки, создаются отдельные велосипедные школы с обучением езде, а вузы готовят профессиональных тренеров. Это стало главной мировой тенденцией.
В Азербайджане же в последние время в СМИ то и дело публикуют информацию о штрафах в отношении велосипедистов. Как будто сотрудники дорожной полиции вышли "на тропу войны" против них. К примеру, 5 августа в Агдашском районе были оштрафованы 17 велосипедистов из-за нарушения правил безопасности. По информации пресс-службы МВД, во время рейда были задержаны велосипедисты, создающие аварийные ситуации на дорогах.
Создают ли велосипедисты аварийные ситуации на дорогах?
Во время аналогичного рейда 14 августа в Шабранском районе полиция оштрафовала 9 велосипедистов по тем же статьям закона. 15 августа полицейские оштрафовали велосипедистов-нарушителей в Загатальском районе. Правда, в пресс-релизе МВД точного числа оштрафованных не указано.
Создают ли велосипедисты аварийные ситуации на дорогах? Станут ли нормой рейды полиции в отношении любителей велоспорта?
Сводки об велоавариях вызывают сожаление. Скажем, 28 июля автомобиль сбил 14-летнего Мурада Гусейнгулиева, управлявшего велосипедом. Подростка отправили в больницу, где ему сделали операцию. 27 июля на территории Бинагадинского района житель Агсу сбил на автомобиле велосипедиста из Абшеронского района, который скончался прямо на месте происшествия.
В Сумгайыте 17 июля автобус сбил велосипедиста, который скончался на месте, 14 июля в Джалилабском районе автомобиль насмерть задавил мальчика-велосипедиста в возрасте 14 лет. 10 июля автомобиль сбил велосипедиста в Бинагадинском районе Баку, но тому повезло, успели вовремя доставить в больницу и спасти.
Спортсмен погиб во время дорожного происшествия
Такие происшествия случаются так часто, что создается неутешительная картина. Конечно, можно было бы обвинить велосипедистов в некомпетентности, нарушении правил дорожного движения, но все не так просто.
Бывший член сборной Азербайджана по велоспорту Орхан Мамедов в интервью местным СМИ признался, что недавно оказался в центре дорожного происшествия, и лишь благодаря профессионализму избежал серьезных травм, отделался незначительными ушибами. А вот другому члену сборной - 35-летнему Акифу Абдуллаеву не повезло. Спортсмен погиб во время дорожного происшествия в августе 2017 года около Локбатанского круга, когда его сбил BMW.
Самое интересное, что автомобили постоянно сбивают велосипедистов у обочины дороги. Практически во всех новостях прослеживается эта тенденция. От безответственных действий автомобилистов страдают не только любители, но и профессионалы.
Велосипедисты - первые: в Баку прошли спортивные соревнования - видео>>
Конечно, в велосипедном спорте случаются трагические события, например, в августе 2020 года велогонщик из Нидерландов Фабио Якобсен получил серьезные травмы во время "Тура Польши" и впал в кому. Интересно, что годом ранее на этих же соревнованиях в возрасте 22 лет скончался бельгийский велосипедист Бьорг Ламбрехт. В спорте всякое бывает, но вот велосипедных происшествий на дорогах Европы маловато. Там все соблюдают правила.
Полосы должны принадлежать только велосипедистам
Проблемы в сфере велосипедного спорта, а также развития велосипедного транспорта в Азербайджане существуют. И это надо признать. Интерес к велоспорту огромен, а вот возможностей для реализации этого интереса нет.
Прежде всего, нет отдельных велосипедных трасс, фактически нет даже велосипедных полос. Не соорудили. Аварии и гибель велосипедистов происходят именно из-за отсутствия специальных дорог для велогонок. Правда, есть несколько велосипедных полос в направлении Бинагади-Новханы, но даже там автомобилисты все время покушаются на эту часть дороги. Велосипедные полосы должны принадлежать только велосипедистам.
27 декабря 2018 года президент Ильхам Алиев подписал распоряжение об утверждении "Государственной программы по безопасности дорожного движения в Азербайджанской Республике на 2019-2023 годы", где есть особый пункт о создании велосипедных полос и стоянок. В распоряжении указаны ответственные за реализацию программы госструктуры. Это министерство внутренних дел (МВД), Бакинское транспортное агентство (БНА), Государственное агентство автомобильных дорог Азербайджана (ГААДА), министерство транспорта, связи и высоких технологий (МТСВТ) и местные исполнительные структуры. БНА уже приступило к исполнению данной программы, выполняются проектные работы.
Но пандемия коронавируса отбросила выполнение программы на неопределенное время. Скорее всего, исполнение данного распоряжение затянется на несколько лет ввиду больших затрат на борьбу с вирусом.
Велосипед - не просто средство передвижения
Многие факторы, безусловно, мешают развитию велоспорта. Например, в стране не хватает велосипедных школ, где профессиональные тренеры могли бы работать с новичками. Их маловато, многие велосипедисты в основном самоучки. Кто-то показал, кто-то научил, вот и крутят педали. А тонкостям дела никто не учит.
Конечно, можно было бы ввести в школьную программу занятия велосипедом. Это можно сделать по аналогии со спецшколами. Ведь есть же у нас школы с английским, математическим, музыкальным уклоном. По такому же принципу можно было создать хотя бы 10 школ с обучением езде на велосипеде. Были бы специальные классы велосипедистов. Учили бы езде, правилам дорожного движения, правильному отношению к природе. Ведь велосипед не просто средство передвижения, это и сохранение экологического баланса в условиях загрязнения воздуха автомобилями и другими видами транспорта.
Кенни Белэй прокатился на велосипеде по скалам Гобустана>>
Нет профессионального подхода, значит, не сформировалась окончательно культура поведения велосипедистов на трассах. Самоучки обычно не носят шлемов, любят хулиганить на дорогах и не проявляют ответственности. Полиция зачастую штрафует велосипедистов по нескольким причинам: нет шлема и опасное вождение.
А автомобилисты ведут себя по отношению к велосипедистам не самым лучшим образом. Нет уважения к велосипедисту как к одному из участников дорожного движения. Их и сбивают, и часто не оказывают помощи. Велосипедное дело не приобрело нужного статуса, значит, их можно и не замечать.
Другой проблемой является отсутствие должного количества сети магазинов и сервиса. Велосипеды, конечно, продаются, но много ли хороших брендовых товаров? Есть ли сервисные центры по ремонту велосипедов? Этим тоже занимаются самоучки, или эти услуги оказывают в тех же магазинах по продаже велосипедов. В этом деле нет той самой массовости, что можно наблюдать, скажем, в Нидерландах или Китае.
Велосипедистов систематически штрафует полиция
Получается, что велосипедных полос, трасс и стоянок фактически нет, велошкол и профессиональных тренеров маловато, культура поведения между велосипедистами и автомобилистами еще не сформировалась, нет понимая того, что это - дело важное и нужное для здоровья нации и охраны окружающей среды. Вдобавок, маловато велосипедных магазинов, и хромает сервис.
Велосипедистов же в последнее время систематически штрафует полиция. Конечно, нарушителей дорожного движения нужно наказывать, но это не должно становиться системным явлением. Наоборот, велосипедисты должны ощущать себя полноценными участниками дорожного движения. К ним нужно относиться с уважением и всячески поддерживать их инициативу. Автомобилисты бояться задавить пешеходов, но особого пиетета к велосипедистам не ощущают.
Велосипедное дело должно стать частью оздоровительной программы нации. Оно должно быть включено в систему образования. Велосипедистам очень важно ощущать поддержку государства и общества. Велогонщик на дороге должен быть таким же уважаемым членом сообщества, как водитель престижного авто. Реализация же программы безопасного движения до 2023 года в срок может оказать развитию велоспорта огромную пользу.