Дизайнер месяца: Анар Скандар (часть 2)

Продолжаем наш разговор с героем 9-го сезона Азербайджанской недели моды. Для вас — вторая часть нашего диалога. Беседовал с Анаром Эмиль Ахундов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Для многих дизайнеров главная составляющая — это эстетика, чтобы было красиво. А каждая твоя коллекция несет определенный смысл, ты поднимаешь социальные темы: ранние браки, селективные аборты. Почему тебе недостаточно того, чтобы вещи были просто красивыми? Почему ты используешь моду как рупор, чтобы доносить свой месседж? Почему ты выбрал интеллектуальную моду?

Я такой человек. Мне важно доносить свою мысль, важно, чтобы меня понимали. Мне хочется, чтобы за каждой вещью стояла история, лишь только тогда она кажется мне особенной. Я хочу, чтобы люди, приобретая созданные мною вещи, понимали меня, мою правду, чтобы задумывались о проблемах общества. И я буду рад, если все художники, дизайнеры, музыканты будут работать в таком формате, чтобы разрушить этот менталитет, эти шаблоны и стереотипы, которые я считаю неверными. И пусть меня обвиняют в том, что мои взгляды слишком европеизированные и что они не совпадают с мнением большинства местных людей. Но я всегда говорил: пусть у меня не будет тысяч клиентов, пусть будет десять, но правильных, думающих, которые за собой приведут таких же. 

Ты знаешь, в те времена, когда я еще выставлял свои первые вещи на дизайнерских ярмарках, несмотря на то, что я крайне нуждался в деньгах, я не продал куртку женщине, потому что мне не понравилось, как она была накрашена, ее прическа не соответствовала ее макияжу, и ее образ в целом был неудачным... 

О, да ты сноб…

Не совсем! Просто есть определенные люди, которых я хочу видеть в своих вещах, и я готов делать им огромные скидки. 

Тогда давай раскроем эту тему. Кто твои клиенты?

Я всегда говорил, что Scandar — это смелый бренд, это бренд не для всех. Моя публика — это люди, которые ищут или уже нашли себя, добились чего-то. Они уверены в себе, и они могут носить эту одежду без каких-либо комплексов, так что окружающие их люди, даже не понимающие и не принимающие такую моду, скажут: «Как круто он (она) выглядит!»

У тебя вполне доступный ценник.  Как тебе удается держать доступные цены на дизайнерские вещи? 

Да?! А мне недавно сказали, что вещи мои из некачественной кожи и не стоят тех денег, которые я за них прошу. Хотя у меня плащ стоит 450 манат. Я не считаю, что это дорого для дизайнерской одежды. А по поводу качества, кожа из Италии стоит по 200 манат за метр. В среднем на один плащ уходит 3,5 метра. То есть только за материал 700 манат, а еще есть работа. Минимум такая вещь на выходе стоила бы полторы тысячи. Также надо понимать, что дизайнерские вещи не вечные, потому что дизайнеры делают упор на тренды, которые довольно быстротечны. 

Да, но при этом мода циклична. Какой у тебя лимит на одну вещь из коллекции? Сколько раз ты готов повторить одну и ту же модель?

Свою куртку-бестселлер я повторил 12 раз в разных цветах. На сегодняшний день это мой лимит. А пальто и плащи я вообще не повторяю, хотя они хорошо продаются. Не повторяю те вещи, в которых присутствует ювелирная фурнитура, у меня есть плащи с серебряными пуговицами, созданными ювелиром в единственном экземпляре специально для меня. И да, я повышаю цены по чуть-чуть. Наступит день, когда Scandar будет стоить очень дорого, потому что я тоже следую постепенному повышению уровня качества.

Однажды у Роберто Кавалли спросили, какой на нем пиджак, и он с недоумением показал бирку своей марки. А ты носишь свои вещи?

Нет, но не потому, что мне не нравятся мои вещи или они не отражают мой стиль, а просто потому, что не успеваю что-то делать для себя. Хотя вот прямо сейчас на мне мои брюки. В целом у меня довольно базовый гардероб: майки и брюки белого, черного и серого цветов. У меня нет костюма для особого случая. 

А что ты носишь?

Местный бренд Khach Studio, Avtandil, Diesel, Balenciaga, Off-White, Raf Simons, Yamamoto или оказавший на меня огромное влияние Alexander McQueen. Он меня безумно вдохновляет. Я включаю его показы и под саундтреки к ним начинаю рисовать. Я не смотрю на подиум, не копирую, потому что если я это сделаю, я стану банкротом, Азербайджан до такого еще не дорос (смеется). Я просто рисую под музыку с его дефиле, она вводит меня в какой-то транс.

Ты сталкивался с хейтерами? 

Постоянно (смеется).

Самый неоднозначный комментарий, который ты слышал?

«Что курит этот дизайнер?» (смеется) Говорят, что я делаю слишком революционные вещи.

Твой шоурум Stock in Stock Out — это уникальная бизнес-модель для Азербайджана, в которой не происходит накладки на дизайнерские цены, а общая стоимость аренды делится между всеми его участниками. Что тебя вдохновило на его создание?

Я понимал, что в других шоурумах вряд ли найдутся мои покупатели, что я должен сам набрать свою клиентуру с нуля. Я не хотел кому-то платить проценты, потому что в рамках своей первой коллекции с одной вещи я зарабатывал максимум по 50–70 манат, а многие вещи отдавал вообще по себестоимости. При этом шитье у меня стоило очень дорого. Но я учился на своих ошибках. Это подтолкнуло меня открыть свой шоурум. Сначала он был маленьким, но многие захотели к нам присоединиться, и нам пришлось расшириться. 

Здесь мы можем в любой момент сделать клиенту скидку, потому что знаем, что мы ничего особо не теряем. Для покрытия своего взноса за аренду бренду достаточно продать хотя бы одну вещь в месяц. Таким образом нам удалось объединиться и создать свое собственное пространство, в котором мы свободны: мы ни в ком не нуждаемся, кроме своих клиентов. Эта площадка стала уникальным опытом для каждого из нас. 

Как ты провел карантин? Как относишься ко всей этой истерии вокруг пандемии?

Ты знаешь, я даже дизайнерские маски не стал делать. Меня запихнули в эту игру, против которой я буду протестовать в своей новой коллекции. Думаю, весь год пройдет под знаком пандемии, и эта история окончится еще не скоро. Но я благодарен этому вирусу, что человечество на какой-то момент остановилось для того, чтобы обдумать и понять, что оно из себя на самом деле представляет. За время карантина я потерял около 8 тысяч манат, потому что прервались занятия в школе, в которой я преподаю. 

Дизайнер месяца: Анар Скандар

Эти деньги пригодились бы мне, я бы вложил их в свой бренд. Но впервые в жизни в течение этих двух месяцев деньги перестали играть существенную роль в моей жизни, они просто стали бессмысленными бумажками. Если смотреть правде в глаза, деньги уже давно стали для людей лишь мерилом их эго.

За время карантина я часто находился в состоянии депрессии. Но я был ей рад, потому что именно в таком состоянии я и творю. И чем глубже моя депрессия, тем более результативным будет выход из нее. И моя следующая коллекция будет лучше предыдущих. Я готов к тому, что я сделаю в рамках моего следующего показа, хотя не исключаю возможности, что многим он может и не понравиться.

Какие планы на будущее? Чем сейчас занят твой разум? 

Довольно давно мой разум занят мыслями о моем следующем показе. И я даже рад, что появилось больше времени обдумать каждую деталь. Из ста эскизов выбираю лишь самые лучшие. Этим летом я создам небольшую капсульную коллекцию, которая будет состоять из 12 или 13 луков. Не хочу, чтобы до следующего сезона AFW люди успели забыть о бренде Scandar. А затем буду отдыхать и заниматься сценическими костюмами для своего следующего шоу. И да, в следующем сезоне вы впервые увидите кутюр от Scandar.