Кинематографическая общественность отмечает столетие великого и неповторимого итальянского актера Альберто Сорди, умевшего благодаря своему самобытному таланту из любой комедии сделать трагикомедию и заставить зрителей сопереживать своим героям.
Родившись сто лет тому назад в простонародном квартале столицы Италии, в детском возрасте этот мальчик и помыслить не мог, что пройдет несколько десятков лет, а именно в 50-60-е годы двадцатого века, он станет одни из самых популярных и востребованных актеров не только Италии, но и всего мира. Не зная всего этого, Альберто с детских лет тянулся к театру и кино и делал все возможное, чтобы добиться претворения в жизнь своих мечтаний об актерской карьере. Он без устали шел к своей цели и, наконец, о нем узнала вся Италия, а затем и весь мир.
Альберто Сорди – великий итальянский актер. Италия богата на таланты, а в столице всегда наблюдалось множество одаренной молодежи. Но Альберто удалось в родном Риме, не имея ни средств, ни покровителей, добиться желаемого успеха благодаря своей целеустремленности, упорству и таланту.
Однако, это было не просто. Перед тем, как прийти в кинематограф, Альберто играл в захудалых театрах крошечные эпизоды, причем делал это совершенно бесплатно. Потом, когда ему все же удалось проникнуть в киноиндустрию, он первое время порой произносил с экрана всего лишь одну фразу. Однако это были эпизоды в признанных шедеврах, таких как "Похитители велосипедов" и "Трудные годы".
Уже в этих маленьких ролях стал вырисовываться самобытный талант Альберто Сорди, его фирменный взгляд, его манера говорить, его способность вызывать у зрителей гомерический хохот. Мастера неореализма не могли не заметить талантливого юношу, их увлекли его яркий типаж и актерская индивидуальность. В начале пятидесятых годов будущий мэтр мирового кинематографа Федерико Феллини приглашает Альберто сниматься в своих фильмах "Маменькины сынки" и "Белый шейх", где Сорди в должной мере раскрывает свой талант.
В СССР Альберто Сорди был неслыханно популярен в шестидесятые годы. Чтобы попасть на фильмы с его участием, надо было простоять многочасовые очереди. Но после всех мытарств, устраиваясь удобнее в кресле, мы становились свидетелями удивительного зрелища, коим были итальянские фильмы, где солировал Альберто Сорди.
Представители старшего поколения должны помнить великолепные фильмы с Сорди в главной роли, такие как "Журналист из Рима", "Бум", "Учитель из Виджевано". Актер обладал настолько притягательной харизмой, что мог держать зрителей в напряжении даже не в ключевые моменты сюжета картин.
Самые известные режиссеры наперебой приглашали Альберто сниматься. Как я указал выше, великий Феллини не обошел Сорди своим вниманием, другой великий итальянский постановщик Витторио де Сико не только приглашал новую звезду, но и снимался вместе с ним в одной картине как актер. Среди режиссеров, которые работали с Альберто Сорди, можно назвать такие славные имена, как Стено (Стефано Ванцина), Роберто Саварезе, Дино Ризи, Марио Моничелли, Франческо Рози, Луиджи Маньи, Этторе Скола, Луиджи Коменчини и целый ряд других постановщиков.
Некоторые эксперты кино писали, что режиссеры используют типаж Сорди, но как мне кажется, на экране он мог так воплощать своих персонажей, что они шли точно в унисон с проблемами, которые интересовали в те времена передовой итальянский кинематограф.
Аль Пачино: путь мастера от Майкла Корлеоне до Короля Лира >>
На родине имя Альберто Сорди ставят вровень с именем такого великого комика, как Тото. И это справедливо. Как похожи глаза обоих этих актеров, как, вызывая у нас смех, они оставались всегда печальными, а порою и скорбными.
Фильмы с участием Сорди частенько демонстрировали в СССР и я, будучи еще совсем мальчишкой, часами выстаивал в очередях перед кассами кинотеатров. В те времена я был далек от тщательного анализа фильма либо глубокого понимания трактовки той или иной роли актеров. Но заметил за собой одну особенность: пока демонстрировался фильм и появлялся на экране Сорди, я, как и все, буквально покатывался со смеху, но после финала почему-то меня охватывала грусть.
Прошло время и, будучи уже молодым человеком, я понял, что "изюминка" Альберто Сорди была именно в этом. Заставляя нас смеяться, вместе с этим он заставлял думать, и мыслях этих печаль перевешивала веселость. Сорди играл "маленького человека", который своими желаниями, сомнениями, терзаниями, стремлениями добиться той или иной цели вызывал первоначально смех, но потом становилось ясно, что чистые порывы души героев Сорди невозможно нести в жизнь без сделок с совестью, что делало эти персонажи такими несчастными. Своей трактовкой образа он наглядно доказывал, что общество надо менять не косметически, а хирургически, а если этого не делать, впереди нас ждет безысходность. Из любой комедии Альберто Сорди мог сделать трагикомедию и заставлял сопереживать своим героям и их мыслям всех зрителей.
Нет возможности рассмотреть всю необъятную фильмографию Сорди, но считаю своим долгом упомянуть о, на мой взгляд, его лучшей актерской работе в фильме "Журналист из Рима". Как прекрасно передает всю гамму чувств своего героя Сорди. Вначале он отрицает раболепство перед богатством - чего стоит момент, когда его персонаж плюет вслед проезжающим роскошным авто. Но вскоре тот же персонаж решает поступиться многим и даже унижается - при этом презирая самого себя. Блистательная работа великого актера!
В этом фильме еще раз раскрывается вечная тема "маленького человека". История двадцатого века на своем трагическом опыте слишком хорошо познала опасность приспособленчества - жизненной философии "маленького человека". Великий итальянский кинематограф доказывал это фильмами с Альберто Сорди и его уроками "печального смеха". Но ведь это делал уже великий Чарли Чаплин, возразят некоторые. Не соглашусь с этим. Разница, на мой взгляд, очевидна: Чаплин всегда держал сторону своего героя и несмотря на неудачи своего персонажа, актер возможными средствами защищал свой образ. У Сорди все иначе: он жесткой сатирой разит не только окружающую действительность, но и своего героя.
Альберто Сорди снялся почти в двухста фильмах. Также снимал картины как режиссер-постановщик. Но все же пик его популярности пришелся именно на 50-70-е годы прошлого столетия. В последний раз он снялся в фильме "Запрещённые встречи" 1998 году, и после этого ушел на покой. В 2000 году, в день своего восьмидесятилетия, он получил от мэра Рима почётный "скипетр" Вечного Города. Римляне горячо любили своего Альбеторне, так ласково называли они великого артиста.
Говорят, что Альберто Сорди в последние годы жизни очень любил смотреть фильмы со своим участием. Он уже сильно болел, но картины поднимали ему настроение, делали его счастливым и заставляли забыть о болезни. Однако, она не забывала про Альберто.
Смерть в феврале 2003 года Альберто Сорди стала в Италии событием национального масштаба. Более полумиллиона итальянцев провожали в последний путь своего любимца. Он ушел из жизни, но по сей день, просматривая фильмы с его участием, мы безудержно смеёмся, а спустя некоторое время впадаем в печальную задумчивость. И все эти противоречивые чувства в нас вызывает он - великий и неповторимый Альберто Сорди.