Новости

Азербайджанцы пытаются уберечься от вируса в личных автомобилях

Правительству следовало бы разработать программу по стимулированию обновления автомобильного парка страны за счет гибридных и электромобилей, и применении льгот к их покупателям, а также решить вопрос с инфраструктурой для подзарядки подобных машин.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 21 мар - Sputnik, Фуад Ализаде. Импорт легковых автомобилей в Азербайджан вырос более чем в два раза, что, возможно, связано с желанием азербайджанцев как можно быстрее пересесть на личное авто, отказавшись от общественного транспорта из-за боязни подхватить коронавирус.

Где и сколько используют автомобилей

По итогам января-февраля 2020 года, в Азербайджан импортировано 10 717 автомобилей, что на 5548, или в 2,1 раза больше аналогичного показателя 2019 года, свидетельствуют данные Государственного таможенного комитета АР (ГТК).

Примечательно, что обновленная статистика ведомства теперь содержит сведения не только по общей стоимости ввезенных транспортных средств, но и более детальную информацию, разбитую по типам двигателей, что позволяет делать интересные выводы.

Так, согласно данным ГТК, ввезенные по итогам двух месяцев 2020 года в страну легковые автомобили в таможенных декларациях оцениваются в 99,431 миллиона долларов. Тем самым, стоимость одного автомобиля для импортеров составила в среднем 9278 долларов, или 15 772 маната (по курсу Центрального банка Азербайджана в 1,7 маната за доллар).

Возникшие сложности открывают для Азербайджана и России новые возможности - эксперт >>

В последнее время среди автолюбителей заметным спросом стали пользоваться гибридные автомобили, в которых наряду с бензиновым двигателем установлен и электрический. Потребность в топливе таких машин - если сравнивать с традиционными двигателями внутреннего сгорания - дает значительную экономию энергоносителей.

Юбилейный контейнер перевез по маршруту Баку-Тбилиси-Карс автомобили

За два месяца 2020 года в Азербайджан было ввезено 1273 автомобиля на 6,68 миллиона долларов, то есть по цене 5248 долларов в среднем за каждую машину. Но в целом количество машин с гибридным двигателем составило только 11,9% к общему числу импортируемых легковых автомобилей.

Что касается автомобилей только с электродвигателем, то по итогам двух месяцев в Азербайджан было ввезено лишь девять электромобилей, то есть менее 0,1% от общего числа импортируемых машин. Девять электромобилей оцениваются в 90,38 тысячи долларов, тем самым, каждый из них в среднем обошелся импортерам в 11 042 доллара.

В целом на импорт автомобилей и запасных частей в январе 2020 года было потрачено 73,612 миллиона долларов, что на 19,064 миллиона долларов, или на 35% больше прошлогодних данных.

Рост импорта автомобилей объяснятся не столько распространением коронавируса и желанием азербайджанцев пересесть с общественного транспорта на личный во избежание контактов с потенциальными разносчиками вируса, но и заметным увеличением их благосостояния. При этом, по данным различных международных организаций, в Азербайджане на душу населения количество автомобилей не столь высоко по сравнению, например, с Россией или Казахстаном.

Капля в море: электромобили потерялись в колоссально возросшем импорте машин >>

Другой вопрос, какими автомобилями покрывается данный спрос. И здесь картина явно не радужная, ведь сотни миллионов долларов идут на закупку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые технологически изживают свой век.

Азербайджанцам рекомендуют пересесть на "чистые" автомобили

В то же время доля гибридных машин среди покупаемых транспортных средств незначительна, а электромобилей - и вовсе ничтожна. Пора азербайджанскому правительству разработать специальную программу по стимулированию обновления автомобильного парка за счет гибридных и электромобилей. При этом, относительно лиц, которые решат купить электромобили, следовало бы применять максимум льгот, а также решить вопрос с инфраструктурой для их подзарядки.

По данным Государственного таможенного комитета АР, на импорт транспортных средств и запасных частей к ним по итогам 2019 года было направлено 927,4 миллиона долларов, что на 44,5% больше, чем в 2018 году.

На протяжении последних лет минимальный импорт легковых автомобилей наблюдался в 2016 году - 4,991 тысячи единиц. Максимальный объем импорта легковых автомобилей пришелся на 2013 год - 94,879 тысячи единиц.