БАКУ, 21 фев — Sputnik, Ирада Джалилова. Школьников, которые после девятого класса решают готовиться к поступлению в институт, намного больше, чем тех, кто хотел бы учиться в профессионально-ориентированных классах, сказал Sputnik Азербайджан эксперт в сфере образования Кямран Асадов.
В 2019-2020 учебном году министерство образования АР открыло в ряде средних школ столицы профориентированные классы для выпускников 9-х классов. Как рассказали Sputnik Азербайджан в образовательном ведомстве, на сегодня в 20 школах Баку открыты такие классы, в которых учатся в общей сложности около 420 детей. В классах, ориентированных на ремонтные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальности, детей учат навыкам разных профессий.
Открытие таких классов в ограниченном количестве никакого эффекта не даст, а желающих учиться в них немного, тем не менее считает Асадов. Кроме того, для учебного процесса в них не хватит педагогов и ресурсов, а материально-техническая база средних школ не отвечает стандартам или вообще отсутствует, заявляет эксперт.
В развитых странах мира 40-60% выпускников средних школ поступают в учреждения технико-профессионального образования, но в Азербайджане этот показатель равен всего 11%. В то же время в республике функционирует на сегодняшний день 116 государственных и частных профтехучилищ и колледжей, где обучается более 23 800 студентов.
Общество не всегда протянет руку помощи: кто должен помочь сиротам с жильем и работой >>
Учеба в них не привлекает молодежь, и на то есть причины, считает эксперт: "Программа обучения в большинстве этих учебных заведений повторяется. Другая проблема связана с тем, что нередко здания, где они располагаются, превратились в жилища беженцев и вынужденных переселенцев".
Старые здания профтехучилищ совсем износились, а механизмы их финансирования из госбюджета не определены. Учебные планы и учебники, которые используются в колледжах и училищах, как правило, не отвечают современным требованиям, считает Асадов.
Молодые люди полагают, что со специальностями, которые преподаются в профтехучилищах, они не смогут нормально зарабатывать, поэтому после окончания школы многие стремятся поступить в институт, сказал в свою очередь эксперт в сфере образования Гошгар Магеррамов.
Создание профориентационных классов важно, так как поможет изменить подобное мнение: молодым людям не обязательно будет после школы поступать в институт, утверждает он.
Следует отметить, что основной целью создания профессионально-ориентированных классов является предоставление учащимся базовых знаний и навыков по различным профессиям, подготовка их к рынку труда, а также к профессиональному образованию. Одной из основных целей проекта является развитие навыков предпринимательства, подготовка для рынка труда специалистов широкого профиля.