Теймур Тушиев
Сборная Азербайджана по греко-римской борьбе уже второй месяц тренируется под руководством известного российского специалиста Александра Тараканова, воспитавшего немало именитых борцов. Руководство Федерации борьбы Азербайджана возлагает на него большие надежды, особенно, учитывая, что у сборной пока нет олимпийских лицензий.
Тараканов возглавил азербайджанскую сборную после неудачного выступления команды на лицензионном чемпионате мира в Нур-Султане (Казахстан). Напомним, на мировом первенстве азербайджанские "классики" не завоевали ни одной олимпийской путевки. В интервью Sputnik Азербайджан именитый специалист поделился своими впечатлениями от азербайджанских борцов и их перспективах в борьбе за путевки на Олимпийские игры в Токио.
- Какое впечатление производит сборная Азербайджана?
- Я этих ребят давно и прекрасно знаю, так как видел их на международных соревнованиях, когда ездил в составе сборной России. Когда мне сказали, что азербайджанские "классики" не завоевали ни одной лицензии, то очень удивился. Да и россияне завоевали лишь три путевки, что очень мало для этой команды. Уровень борьбы вырос по всему миру, соответственно, выросла и конкуренция.
Поэтому нам нужно работать более качественно. К примеру, после каждой тренировки, которая длится 2-2,5 часа, мы остаемся с ребятами и обсуждаем различные нюансы.
- Вас можно назвать своего рода кризис-менеджером, учитывая то, что привлечены вы в сборную были после провального для нас чемпионата мира в Нур-Султане.
- Передо мной и тренерами нашей команды стоит тяжелая задача выправить положение дел. Ребята также понимают, в какой ситуации находятся и добросовестно подходят к тренировочному процессу. Порой в конце недели мне их становится жалко, но ситуация такова, что как бы тяжело не было, необходимо решать поставленные задачи.
- В ходе тренировки можно заметить, что вы большое внимание уделяете борьбе в партере…
- У многих ребят есть проблемы, как в защите, так и атаке. Необходимо, чтобы ребята с одного захвата могли осуществлять несколько приемов. В этом случае наши борцы будут непредсказуемы и опасны. Если ты владеешь одним приемом, то тебя легко можно просчитать. Спортсмен должен заниматься самоистязанием и его класс проявится, когда в изможденном состоянии он сможет провести решающий прием.
- Назовите проблемные весовые категории сборной Азербайджана.
- Среди олимпийских весовых категорий – это 97 и 77 килограммов. В других весовых категориях мы можем постараться добиться результата. В Азербайджане мало крупных ребят. К примеру, в России больше крупных людей, особенно в Сибири, здесь же в основном все мелкие. Хотя, помню, в СССР были такие крупные азербайджанские борцы, как Ариф Нифтуллаев, выигравший чемпионат мира в весе до 82 килограммов. В весе до 90 килограммов был Виктор Агдашев. Сейчас у Азербайджана тоже есть ребята в тяжелых весах, но пока они физически слабые. Им нужно активно подтягивать физическую подготовку.
- Один из лидеров сборной Азербайджана - Расул Чунаев пропустил почти весь сезон и как следствие, неудачно выступил на чемпионате мира. Как сейчас у него дела?
- Расул очень много пропустил из-за болезни и перед чемпионатом мира как таковой подготовки у него не было. Сейчас же он преодолел все трудности, полноценно тренируется вместе с остальными и ни в чем не ищет себе послаблений. Если борец тренируется с полной отдачей, то от него можно ждать результата.
- А Ислам Аббасов в течение этого года проиграл два финала украинцу Жану Беленюку. Может, он испытывает психологические проблемы в отношении этого борца?
- Не думаю. Он все же отстает в партерной работе, где, как и в стойке, нужно обладать несколькими приемами. К примеру, на недавнем чемпионате мира до 23 лет многие наши борцы проигрывали в стойке несколько очков, но затем отыгрывались в партере. Поэтому партерной работе необходимо уделять большое внимание, хотя тренируемся мы в ускоренном режиме.
- Вы отметили, что в Азербайджане мало сильных борцов в тяжелых весовых категориях. Намерены ли привлекать легионеров в эти категории?
- Сначала нужно посмотреть, кого могут нам отдать. Ведь от лидеров, которые добились результатов на международной арене, никто не откажется. В настоящее время очень трудно привлекать сильных борцов из-за рубежа. Нужно, чтобы борец нигде не засветился, а это значит, что ты берешь "кота в мешке".
- Перед вами поставили задачу по количеству завоеванных лицензий?
- Конечно, поставили. Мы должны взять три-четыре олимпийские путевки. Очень сложно рассчитывать на лицензии в проблемных весовых категориях до 97 и 77 килограммов. Но ребята настроены, поэтому будем стараться выполнить поставленные задачи.
- Насколько легко вам далось решение принять предложение сборной Азербайджана?
- Было не просто оставлять семью, хотя все дети и внуки уже взрослые, тем не менее, перед тем, как принять решение, пообщался с родными.
- Что для вас стало главным мотивирующим фактором?
- Хотелось лишний раз доказать, что команда Азербайджана может добиться высоких результатов. В России под моим руководством тренировалось несколько чемпионов Европы и мира, но когда возглавляешь основную команду, тут уже другие условия и требования. Надо отвечать не за одного своего спортсмена, а за всю команду. Объем нагрузки совсем другой, надо за всеми следить, общаться с тренерским советом.
- Последний раз за пределами России вы работали в 90-х годах в Турции…
- Тогда я был не главным тренером, а просто входил в тренерский штаб. Мне было 35 лет и я уехал оттуда потому, что у меня родился ребенок. Хотя долго упрашивали остаться, но мне хотелось быть с семьей.
- Есть ли принципиальные отличия от той работы, которую вы проводили в России, и в Азербайджане?
- Принципиальных отличий нет, просто у ребят здесь были определенные устои, которые мы должны менять. В частности, стали больше работать на ковре, так как техническая сторона немного отстает.
- А в Баку освоились?
- Да, так как Баку для меня не чужой город. Я был здесь в 2011 году и с тех пор город не сильно изменился. Как был красивым, так и остался таковым. Он как роза, расцветающая на берегу Каспийского моря.
- Кстати, во время тренировок вы нередко стараетесь использовать азербайджанские слова…
- (улыбается) Меня ребята поправляют, подсказывают. Я ведь христианин и когда приехал впервые работать в Турцию, то местный тренер сказал, что мне будет тяжело, так как не знаю языка, не мусульманин. А я ответил ему, что если не смогу объяснить на словах, то покажу прием сам на ковре. Но спустя месяц я уже проводил тренировку на турецком языке и нормально общался с подопечными.
К тому же турецкий и азербайджанский языки очень похожи. Так что во время тренировок я уже начинаю ребятам объяснять по-турецки, и они меня понимают. Думаю, еще пару месяцев, и буду нормально говорить. Я уже сейчас считаю на азербайджанском языке быстрее некоторых из них (смеется). В любом случае, никаких языковых проблем у нас нет, больше половины ребят понимают по-русски. А тем, кто не понимает, товарищи подсказывают. Даже иранский легионер у нас понимает и говорит по-русски.